Юрий Зиссер: «Девять лет мы ориентируемся на Беларусь»

Источник материала:  
05.10.2009 16:45 — Новости Hi-Tech

Юрий Зиссер: «Девять лет мы ориентируемся на Беларусь»

Девять лет назад, 5 октября 2000 года, был открыт белорусский портал TUT.BY. С тех пор сервис стал самым популярным среди белорусов. О том, как все начиналось, какие трудности пришлось преодолеть, в эфире Радио TUT.BY рассказал основатель портала, директор УП "Надежные программы" Юрий Зиссер.

- Как вы празднуете дни рождения портала?

- Как обычно, на работе. Все девять лет прошли в работе, и не могу сказать, что это не нравится.

- С чего начинался TUT.BY в 2000 году? Как родилась идея создать подобный портал?

- С 1998 года я три года подряд ездил на стажировки в Штаты, и дважды это были поездки в интернет-компанию, которая располагается на Уолл-стрит.

Меня поразил глубокий уровень проникновения интернета в общественную жизнь США. По моим подсчетам, по уровню внедрения интернета в общество мы отстаем от Штатов на 9 лет. Все вопросы, даже самые простые, американцы уже тогда уточняли в интернете - вплоть до места расположения банка и графика работы универмага.

Тогда и возникла мысль сделать что-то подобное и у нас, поэтому с конца 1999 года я начал искать выходы на интернет-сообщества. Наша фирма тогда занималась разработкой банковского софта, наши клиенты тогда работали в DOS и не имели представления, что такое Windows, не говоря уже об интернете.

8 марта 2000 года, просматривая форум "Компьютерных вестей", я наткнулся на сообщение о том, что человек готов подарить идею тому, кто сможет ее реализовать. Это был журналист Сергей Дмитриев, который предложил идею создать бесплатную электронную почту в домене .by. Мне же хотелось не ограничиваться только почтовым сервисом, а создать полноценный портал, что-то типа Yahoo, который является средоточием американского контента.

В апреле 2000 года как раз была открыта регистрация в доменной зоне .by для организаций. Сергей Дмитриев предложил в качестве менеджера проекта компьютерного журналиста Андрея Кононовича, вместе с которым и был запущен проект TUT.BY. К нашей компании присоединился еще один компьютерный журналист - Кирилл Волошин, который работает с нами до сих пор. Техническую поддержку осуществлял Данила Руденко, который на тот момент был студентом первого курса.

В то время интернет для нашей страны был диковинкой. В 2000-м году на TUT.BY было 83% мужчин и 17% женщин, 80% аудитории были компьютерщики, программисты и сисадмины. Для нас же основным проектом был почтовый сервис.

Рекламировать почтовый сервис мы начали запуском информации через СМИ: Сергей Дмитриев, который покровительствовал нашему проекту, опубликовал крохотную заметку в "Компьютерных вестях" об открытии портала, которую пустили по форумам. Люди постепенно стали открывать почтовые ящики.

- Какой год запомнился больше всего как самый успешный и самый сложный?

- Трудно выделить какой-то один год: во все годы были свои удачи и свои проблемы.

Например, в 2000 году, когда реклама еще не продавалась, мы жили на хостинге. Первая реклама на TUT.BY была продана только в июле 2001 года, и только в начале 2003 года мы вышли на самоокупаемость.

- Когда вы вышли на уровень, близкий к тому, который есть сейчас?

- Мы так быстро развиваемся, что сложно выделить конкретные вехи. Посещаемость, доходы от рекламы и хостинга растут плавно, вместе со всем белорусским интернетом. Каких-то рывков не было.

Наш коллектив осуществляет ежедневную кропотливую работу, каждую неделю разработчики делятся своими наработками. Много лет подряд у нас был один программист, а сейчас работают 15 человек. Каждая мелочь на портале воспринимается как данность.

- Большинство пользователей воспринимают TUT.BY как информационный портал. Когда впервые появились новости?

- На самом деле, новости были с первого дня, но делались они, по большому счету, для галочки. У нас работал студент, который закидывал новости в полвосьмого утра и обновлял их в час дня.

В 2004 году мы пришли к пониманию, что делать подборку новостей нужно качественно и грамотно. Тогда у нас появилась Марина Золотова, наш первый штатный редактор, она же главный редактор, с которой и начался успех TUT.BY как ленты новостей. И даже сейчас, при наличии пятидесяти сервисов, нас воспринимают в первую очередь как медиа.

Часто возникают достаточно курьезные ситуации, когда мне звонят какие-то начальники, высокопоставленные лица и начинают говорить со мной с полуслова, ассоциируя меня с какой-то одной стороной портала. А ведь сегодня наш интернет-проект носит гибридный, комплексный характер.

- Кто придумал название порталу девять лет назад?

- Когда открылась регистрация в зоне .by, нам нужно было придумать название нашему проекту, чтобы подать заявку в "Открытый контакт". У меня есть друг, Николай Романовский, который за два часа по моему заданию придумал несколько вариантов: holub.by, busel.by, tut.by. Мы сразу поняли, что нам нужен именно tut.by.

- Чем стал TUT.BY по прошествии девяти лет?

- Большим классическим порталом в стиле Yahoo, в котором есть все для белорусов. Для нас самое главное - ориентированность на Беларусь.

Во всем мире есть много разных хороших ресурсов, и глупо отговаривать людей ходить на зарубежные порталы: человек не должен пользоваться только одним сайтом.

Но на TUT.BY есть то, чего нет ни в России, ни на Западе: белорусский контент, то, что мы пишем про Беларусь. И это не только новости, которые никто не сделает лучше нас. Ведь даже если российские или мировые порталы откроют здесь новостную службу, все равно у нее не будет такого драйва, как у национальной новостной службы.

Белорусский контент - это и наши форумы, это то, чем должны со временем стать наши блоги, это белорусская социальная сеть i.tut.by, состоящая из пользователей TUT.BY и в которой через пару месяцев будем поздравлять полумиллионного пользователя. Это именно национальные контентные сервисы, аналогов которым нет за рубежом. На "тутэйшасці" мы будем стоять и дальше.

- Чего, по вашему мнению, не хватает порталу? Каковы перспективы дальнейшего развития?

- О будущем TUT.BY в деталях и подробностях мы расскажем на конференции "Деловой интернет".

Новости станут мультимедийными: радио постепенно превращается в телевидение, и совсем скоро можно будет видеть гостей в прямом эфире в потоковом вещании. Из блогов уберем мусор, файлообменники, чтобы блоги стали настоящими. Ускоренными темпами будет развиваться функциональность социальной сети, появятся новые тематические разделы. Планы очень большие.

Наши люди работают денно и нощно над порталом, с полной отдачей, и по вечерам, и по выходным. А иногда и по ночам в обнимку с монитором. И делают это с удовольствием.

←Россия: Телеком-рынок замедлится в 6 раз

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика