Берегите зрение у школьников
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора — наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям.
Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Важное значение имеет рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушение зрения у детей как большую, сложную проблему. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, дос-таточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой — обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и, в первую очередь, близорукость. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную — предупреждение возникновения нарушений зрения, и вторичную — пре-дупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника — построе-ние учебного дня в школе, организация уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время. В первую очередь нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно — непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость. Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школе и в домашних условиях. При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач (длительность — 1,5 часа в день, особенно при близорукости). Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач важны условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране. Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимание в течение длительного периода (не более 30 мин.) на экране телевизора, компьютера. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам. Если школьник носит очки, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение. Телефоны, компьютеры дают очень большую нагрузку, поэтому следует ограничивать детей, особенно в младшем/среднем школьном возрасте. Также весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки). Для книг рекомендуется использовать специальные подставки и пос-ле 30-40 минут уроков, чтения, письма необходима зарядка для глаз в течении 10-15 минут.
Соблюдение профилактических мер, поможет вам и вашему ребенку сохранить зрение на все 100 процентов. Острое зрение – это важно!
М.Осипенко,
врач–офтальмолог.