За глаза теперь спокойны
Новая офтальмологическая клиника «Новое зрение» открылась в центре Витебска. Без громких слов и лишней помпы. Первый рабочий день, первый прием пациентов. А телефон не смолкал уже накануне. Люди спешили записаться на консультацию.
Это ведь только шутка, что чем хуже зрение, тем меньше иллюзий в нашей жизни. Оставим юмор. Болезни глаз — серьезнейшая проблема. У человека, даже частично потерявшего зрение, блекнут краски жизни, меняется настроение, теряются ориентиры. Посему доступность офтальмологической помощи — вопрос не праздный.
Знакомы с тревожной цифрой? До 40 процентов белорусов имеют заболевания органов зрения. Потому открытие еще одного медицинского учреждения, где будут оказывать помощь «проблемным» глазам, — событие! И тут все как в известной пословице: лучше раз увидеть, чем сто раз слышать рассказы от очевидцев, как это было и что будет впредь.
Комфорт во всем
Прежде о самом здании центра в Витебске. Выглядит оно как уникальный архитектурный фьюжн. Такое сразу заметишь и выделишь в толпе посредственных построек. Его основа — жилой дом XIX века: красный кирпич, высокие проемы окон. И тут же работа наших дней — бетонные пристройки в стиле лаконичного, чуть хмурого хайтека. Красиво...
Реконструкция длилась два года. Вообще–то работу планировали завершить намного быстрее. Но оказалось, что ретрооснова в более ветхом состоянии, чем предполагалось. Из–за ее укрепления и затянулись сроки строительства. Зато теперь все надежно и стильно. Снаружи и внутри. Общая площадь центра — более 800 кв. метров. Учредитель — английская компания — вложил в реконструкцию примерно 3 миллиона евро.
В холле все сверкает чистотой. С нами здороваются, предлагают одноразовые бахилы. Раздеваемся в гардеробе, подходим к стойке регистратора. Оказалось, сегодня — в первый же день работы — врачи примут пятнадцать пациентов. Затем количество первичных больных будет в два раза больше.
В клинике два этажа. Первый с кабинетами диагностической линии и лазерного лечения. На втором — просторный операционный блок, комната отдыха для пациентов и др. Вся мебель спокойного светло–молочного, почти белого цвета. Не случайно, ведь это оттенок чистоты и здоровья. Главное — вокруг никаких раздражающих деталей. Только то, что приятно для глаз. Можно сказать, стиль медицинского уюта, где все продумано.
«Хочется отметить качество работы Витебского горисполкома и лично поблагодарить мэра города Виктора Николайкина, — слова признательности от консультанта сети офтальмологических клиник Олега Ковригина. — Документы на строительство не пылились на полках — с ними оперативно работали специалисты. В установленные законом сроки мы получили необходимое согласование. Это работа без проволочек и мучительного ожидания. Сразу видно: в области по–настоящему заинтересованы, чтобы повышалось качество медицинской помощи во всех учреждениях здравоохранения без исключения».
Волноваться не стоит
Из кабинета выходит первая пациентка офтальмологической клиники. Светлане Федоровне 71 год. Признается, что перед консультацией волновалась. А теперь рада, что пришла именно сюда. У нее катаракта, которая стала ощутимо влиять на качество зрения. Пора оперироваться! Но сначала придется пройти необходимую диагностику. А после снова вернуться к доктору, чтобы победить глазную проблему.
Еще десять лет назад таким больным приходилось выжидать годы, пока катаракта созреет — оперировать ее в начальной стадии не было никакой возможности. Тогда, по сути, человек мучился, медленно становясь плохо видящим, а после — практически слепым из–за мутного, «затуманившегося» хрусталика. Сейчас такие случаи — нонсенс. Также в далеком прошлом остались технологии, когда подобные вмешательства выполнялись классически.
Теперь все иначе. Технологии лечения совсем другие. Это как старый и новый автомобиль. У современного на порядок больше степеней защиты. Вот так и новое оборудование компенсирует даже мелкие погрешности работы хирурга, если таковые вдруг возникнут по объективной причине. Теперь правильнее будет обратиться к врачу, как только возник дискомфорт – ждать не надо. И даже «серьезный» возраст в таких случаях не всегда помеха: недавно в клинике оперировали по поводу катаракты женщину 97 лет.
Еще одна пациентка новой клиники Ольга Петрова рассказывает свою историю: «Правый глаз у меня почти не видит. Помимо катаракты, врачи в больнице обнаружили частичное отслоение сетчатки глаза. Мне тогда сказали: с катарактой справимся, а вот помочь «вернуть на место» сетчатку не сможем. Посоветовали обратиться сюда — в новый офтальмологический центр. Вот я и пришла сегодня в разведку. Записалась на прием. А прямо сейчас вот в этом кабинете моего мужа консультируют. У него с глазами те же проблемы».
Самое главное — пациентам стало удобно. Не нужно добираться четыре часа в автобусе или поезде до Минска, где уже несколько лет работает такая же клиника. Людям подобные путешествия и тягостны, и накладны. Теперь все проблемы с глазами можно решать в родном городе. Большой плюс центра в том, что группа специалистов может немедленно обсудить сложный случай и выбрать тактику оперативного или терапевтического лечения.
Вот так случай!
С момента открытия клиники сюда будут приезжать специалисты из Минска. И это нормальная практика — передача опыта, обучение и совершенствование специалистов прямо на месте. Профессиональный десант из столицы заброшен из самых опытных и прогрессивных врачей. Тех, кто работает в офтальмологии более 20 лет и успешно провел несколько тысяч операций разной степени сложности.
И у каждого на приеме свои случаи — курьезные, удивительные, необыкновенные. Один из них — любопытный и поучительный. Представьте, когда мальчика 6 лет готовят к операции по поводу кривошеи. Неправильное положение головы — набок и в сторону — родители заметили очень давно. Специалисты признали это пороком развития опорно–двигательного аппарата. Что ждало ребенка? Хирургическое вмешательство, а после гипсовый воротник, реабилитация... Но перед этим требовалось обследование, в том числе у врача–офтальмолога.
В результате обследования мальчику назначили очки. А спустя пару месяцев у ребенка исчезла... кривошея. Чудо? Оказывается, никаких чудес и все закономерно. Ведь у мальчика был врожденный астигматизм. Это он, конечно, не осознавал, ведь зрение никогда не было хорошим. Ребенок жил так всегда, потому организм стал адаптироваться к дефекту особым расположением головы, компенсируя недостаток зрения. Короче говоря, операция была отменена.
Кстати, в самое ближайшее время в клинике планируют начать прием для детей. Один раз в неделю сюда будут приезжать офтальмологи из Минска, специализирующиеся на лечении детских глазных заболеваний. Так что пациенты от шести лет и старше могут получить диагностику любых офтальмологических патологий, точный диагноз и консервативное лечение. Каждому будет уделено до двух часов врачебного времени. А главное, в обстановке полного комфорта и доброжелательности.
Ни спешки, ни суеты
Прием в офтальмологическую клинику, как уже говорилось, производится по предварительной записи. Это позволяет не создавать очередей и большого потока пациентов. Конечно, если кто–то будет идти мимо клиники и обратится за помощью, диагностику опытные оптометристы проведут в полном объеме, можно рассчитывать и на консультацию доктора, однако экспромт–посетителю придется подождать.
Стоит отметить, что работает клиника по амбулаторному принципу лечения. Суточного пребывания пациентов здесь не планируется. Им выполняют весь объем исследований и, если необходимо, проводят лечение. Спустя два часа после вмешательства человек отправляется домой отдыхать. Это психологически комфортно и медицински оправданно.
Что касается оборудования, точности методик, скрупулезности и врачей, и медсестер — будьте спокойны. Все на высоком уровне. Медицинская техника в клинике абсолютно новая. Авторитет стран–производителей не вызывает сомнения. Это Германия, Япония, Америка, Швеция. Врачи довольны. Говорят, что их технические помощники работают идеально четко и слаженно. Взаимодействовать с ними исключительно приятно.
Операционная, которую можно назвать сердцем офтальмологического центра, создана с максимальным удобством для врачей и пациентов. Устроено здесь все так, что воздух может подаваться только через фильтр и ниоткуда более извне — ни из окон, ни из коридора. Он попросту выталкивается оттуда. И заполнение пространства «главной стерильной комнаты» происходит только очищенным и кондиционированным воздухом комфортной температуры.
Самое важное
«У меня часто спрашивают, зачем я строю в разных странах клиники, в которых лечат заболевания глаз. Причем одновременно веду несколько проектов, контролирую работу уже существующих центров. Сколько часов в день я работаю? И зачем мне все это? — улыбается Олег Ковригин. — Признаюсь, что тружусь очень много, потому что люблю свое дело. Мне нравится сотрудничать с медицинскими технологами и архитекторами. Нравится ходить в операционную, проверять оборудование, которое должно работать безукоризненно. Ведь тысячи людей нам доверяют такую ценность — собственное зрение!
Внедряя новые технологии лечения глазных заболеваний, в которых лазерная коррекция — лишь небольшая часть серьезного спектра лечения, постоянно видишь людей с проблемами зрения. Вот в коридоре испуганная мама прижимает к себе ребенка пяти дней отроду. Напряженный отец, готовый на все, чтобы помочь крохе. Невольно думаешь: а ведь не зря мы работали эти десять лет вместе с врачами, внедрив методику операций на сетчатке в полном объеме. Не зря вместе с офтальмохирургами из Санкт–Петербурга и Мюнхена отрабатывали все нюансы высокотехнологичных вмешательств. И все, что казалось нереальным исправить ранее, стало возможным сейчас. И этому ребенку мы поможем.
Что касается работы врачей, то эта профессия подразумевает постоянный рост и обучение в течение всей жизни. Без этого невозможно быть профессионалом».
Идет прием
В день открытия удалось побеседовать и с самой юной пациенткой клиники — 11–летней Машей. Девочка занимается легкой атлетикой. В общем, спортсменка и красавица. А вот со зрением есть проблемы. Год назад ей пришлось надеть очки и пересесть за вторую парту. С большего расстояния плохо видела, что написано на доске.
Сегодня она пришла на прием. Оказалось, у девочки астигматизм. Придется обратить пристальное внимание, с какого расстояния пишет и читает Маша. При близком расположении учебника глаза начинают быстро утомляться из–за большого напряжения.
А теперь необходимые рекомендации. Когда долго пишешь или читаешь, нельзя забывать об упражнениях для глаз. Посмотреть в окно на самый дальний предмет, а потом — на близко расположенный в комнате. Такие занятия, как бисероплетение, игрушки на мобильном телефоне придется исключить. Зрительной нагрузки и так хватает в школе. Писать и читать обязательно за столом, а не лежа на диване. Придется купить линейку, чтобы следить, составляет ли расстояние от глаз до книги 40 см. Именно такое расстояние менее всего будет деформировать глазное яблоко.
Навести зоркость
«Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение», — к известным словам Марины Цветаевой присоединились бы, видимо, тысячи людей, теряющих способность видеть. Глаза — главнейший орган из пяти чувств. И даже малейшая с ними проблема вызывает тревогу и беспокойство. К счастью, сегодня офтальмология — одна из отраслей медицины, где технологии развиваются не просто быстро — стремительно. Операции через микроскопические разрезы, идеально точная работа лазеров, управляемых компьютером, тонкие, невидимые глазу инструменты...
Новые технологии, которые пришли в город на Двине, могут помочь людям решить проблемы со зрением. Могут повысить качество, доступность и уровень медицинской помощи для жителей Витебска и Витебской области. В том числе укрепить престиж здравоохранения Беларуси, ведь сюда начнут приезжать пациенты из Латвии и России.
Берегите глаза. Берегите собственное зрение. Но если проблем не избежать, краски жизни вернут профессионалы.
Автор публикации: Ольга БОРОВИКОВА