Осторожно, высокое напряжение, или Как не "сгореть" на работе

Источник материала:  
27.09.2012 10:56 — Новости Здоровья
Осторожно, высокое напряжение, или Как не "сгореть" на работе Что это за напасть такая – эмоциональное выгорание - и как с ней бороться, рассказала врач-эпидемиолог ГУ "Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" Зинаида Носкевич:

- Синдром эмоционального выгорания (или сокращенно СЭВ) - это реакция организма на продолжительное воздействие профессиональных стрессов. Другими словами, наступает момент, когда организм просто вынужден защитить себя от психотравмирующего воздействия. И эта защита проявляется в виде исключения каких бы то ни было эмоций в ответ на раздражитель.

Мозг как бы дает сигнал: "Мне все равно. Оставьте меня в покое". С одной стороны, эта "пауза", которую берет наш организм, дает ему возможность восстановиться, экономно расходовать свои ресурсы. С другой – у человека начинаются проблемы на работе: он не сдает вовремя проекты, не реагирует на замечания коллег.

- Люди каких профессий наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания?

- Чаще всего, это врачи, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, сотрудники правоохранительных органов. СЭВ в этих сферах в той или иной мере затрагивает до 90% работников. Основным травмирующим фактором здесь является длительный контакт с людьми и их проблемами: страхами, болезнями, агрессией. Пугает то, что в последнее время с синдромом эмоционального выгорания сталкиваются люди других профессий, подчас не имеющие прямого контакта с людьми.

- Если дело не только в профессии, то в чем еще?


- Условия труда очень важны. Другое дело, что работники разных типов по-разному на эти условия реагируют. Мы выделяем три типа сотрудников, наиболее подверженных выгоранию:

1. "Педантичный" - эти работники стремятся все делать хорошо. И не просто хорошо, а идеально. Их добросовестность, ответственность и аккуратность возведены в абсолют. Постоянное напряжение, возникающее из-за страха совершить промах, может способствовать эмоциональному выгоранию.

2. "Демонстративный" - такие сотрудники всегда и во всем хотят быть на первых ролях. Их болезненная страсть быть лучшим во всем рано или поздно истощает и приводит к тому же выгоранию.

3. "Эмотивный" - слишком впечатлительные, ранимые, чувствительные люди. Сталкиваясь с чужой болью, несчастьем, они как бы "прогоняют" эмоции других через себя, отравляясь этим негативом. Наступает момент, когда мозг такого сотрудника больше не может воспринимать чужие проблемы, он "закрывается" от всякого рода эмоций.

- Как распознать первые проявления СЭВ у себя или у коллеги?

- Вас должны насторожить прогрессирующая усталость и плохая переносимость привычных нагрузок, снижение работоспособности, мышечная слабость и боль в мышцах, головные боли, расстройства сна, раздражительность или забывчивость. Если вы заметили, что ваш коллега стал чаще отвлекаться, не может сосредоточиться на деле, ведет себя агрессивно или, наоборот, равнодушно, – есть повод волноваться.

Не стоит, конечно, бить тревогу попусту. У каждого бывают трудные дни и даже недели. К тому же, синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Все начинается с излишней активности, полного поглощения работой. Когда человек работает самозабвенно, увлеченно, не давая себе отдыха. За этим периодом наступает время эмоционального истощения. Работник теряет интерес ко всему, что делает. Талантливый и отзывчивый врач, к примеру, вдруг становится равнодушным к больным, обращается с пациентами как с неодушевленными предметами, отстраняется от их жалоб. Как следствие, у него снижается самооценка, теряется вера в собственную нужность, появляется чувство вины за, по сути, отсутствие чувств.

Памятка работодателю

Не стоит доводить хорошего сотрудника до эмоционального выгорания. Честно оцените условия труда на вашем предприятии. Вы рискуете, если:

1. Рабочая нагрузка на людей слишком велика;
2. Заработная плата мала или четко не определена;
3.Требования к работе неоднозначные, действуют "двойные стандарты";
4. Работа однообразная и монотонная;
5. Отсутствуют полноценные выходные, отпуска, организованные начальством развлечения вне работы;
6. Мнение работника не принимается во внимание.

Памятка работнику

Чувствуете, что вот-вот пошлете и работу, и начальство куда подальше? Прислушайтесь к советам врача:

1. Не ставьте перед собой сверхзадач. Начните с программы-минимум, награждая себя чем-то после каждого успешного завершения дела. Взвесьте свои силы и разумно распределите их.
2. Чаще устраивайте себе "тайм-ауты", меняйте позу, занятие, окружающую обстановку. Для программиста, к примеру, лучше погулять десять минут во дворике офиса, чем тридцать минут сверлить взглядом монитор.
3. Займитесь профессиональным ростом: запишитесь на курсы повышения квалификации, съездите на семинар, пообщайтесь с более опытными коллегами, почитайте новую профессиональную литературу. Ваши усилия поднимут самооценку: хоть вы и устали, но вы все еще специалист, вам есть, куда расти и в чем развиваться.
4. Забудьте о конкуренции. Всегда будет кто-то лучше и кто-то хуже. Это нормально. Стремясь быть первым во всем, вы привносите в свою жизнь слишком много тревоги, а зависть вызывает и в вас, и в других только агрессию.
5. Не копите обиды. Начальство не ценит вас? Вам платят меньше, чем другим? Поговорите с работодателем обо всем, что накипело. Если вас услышат, то одной проблемой станет меньше. Если нет – может стоит найти другую работу?

Полина Радевич, OPEN.BY
←Кто научит белорусов качать права в поликлиниках и больницах?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика