Преступников-наркоманов будут лечить, а не сажать
фото: vtabloid.com
Анализ законодательства ряда европейских стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Голландия, Испания, Финляндия) показал, что в случаях, когда правонарушение, связанное с наркотиками и совершенное лицом, физически или психологически наркозависимым, не обладает значительной общественной опасностью, в указанных странах предпочтение отдается стратегии общественного или медицинского воздействия на нарушителя без применения к нему мер уголовной ответственности.
В иных странах ЕС, например, в Германии в качестве альтернативы мерам уголовной ответственности также предусматривается возможность прохождения лицом лечения от наркомании на добровольной основе (параграф 35 УПК ФРГ), однако такая возможность ограничивается рядом существенных условий.
Так, правом на подобную возможность обладают только лица, совершившие связанное с наркотиками преступление, за которое предусмотрено наказание не свыше двух лет лишения свободы. Решение о возможности добровольного лечения (в течение не свыше шести месяцев) по параграфу 35 УПК ФРГ принимается судьей с учетом мнения эксперта о прогнозной оценке эффективности лечения для конкретного лица. При этом лицо, совершившее преступление, для возможности назначения лечения по параграфу 35 УПК ФРГ должно продемонстрировать стойкое намерение излечиться и самостоятельно либо с помощью социального работника занимается поиском клиники, где оно может пройти лечение, а также само изыскивает средства на лечение. Лицо, успешно прошедшее курс лечения по параграфу 35 УПК ФРГ, может быть (но не обязательно будет) освобождено от последующего отбывания оставшейся части наказания.
Российской Федерацией в настоящее время также рассматривается вопрос о возможности назначения лицу, страдающему наркоманией, за не представляющее большой общественной опасности преступление, связанное с оборотом наркотиков, обязательного прохождения курса лечения с одновременной отсрочкой отбытия назначенного ему наказания.
УК Республики Беларусь в настоящее время в статье 100 предусматривает возможность назначения судом принудительных мер безопасности и лечения в отношении совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, наряду с наказанием (то есть в дополнение к нему).
В то же время, последние годы в развитии уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь характеризуются отходом от ранее имевшего место карательного уклона как в правовых нормах, так и в практической деятельности органов уголовного преследования и судов. Это нашло свое отражение и в положениях утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672 Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения.
В этой связи Министерство юстиции считает, что вопрос о возможности применения к лицам, страдающим наркоманией и совершившим отдельные преступления (например, хранение наркотических средств без цели их сбыта – часть 1 статьи 328 УК), принудительных мер безопасности и лечения в качестве альтернативы предусмотренному названной нормой наказанию в виде ограничения либо лишения свободы может быть рассмотрен в разрабатываемом в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2011 год проекте закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь», направленном на комплексное совершенствование норм названных кодексов с учетом практики их применения.