Почему белорусы так часто умирают от болезней сердца?
Почему белорусы так часто умирают от болезней сердца?
Специалисты уверены: чтобы смертность от сердечно-сосудистых заболеваний приобрела стойкую тенденцию к снижению, наряду с высокими технологиями необходимо улучшить подготовку медицинских кадров и ответственность людей за собственное здоровье. Но возможно ли это на практике?
Во всем мире развитие любых разделов медицины оценивается по двум основным направлениям – показателям внедрения современных прогрессивных технологий и организации первичной и вторичной профилактики заболевания.
-- Что касается кардиологических технологий в Беларуси, то за последние годы мы достигли колоссальных результатов, -- говорит авторитетный кардиолог, профессор Белорусского государственного медицинского университета Наталья Митьковская. Сегодня практически во всех областных центрах выполняются неотложные вмешательства у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, например, коронароангиография, ангиопластика со стентированием, кардиохирургические вмешательства. В нескольких клиниках Минска активно работают интервенционные специалисты. Каждый областной город имеет клинику, на базе которой есть ангиографическая лаборатория.
В Минздраве подчеркивают, что в стране нет и дефицита специалистов-кардиологов. В Беларуси работает 600 кардиологов, что соответствует нормативам обеспеченности населения узкими специалистами. Правда, полностью оказание кардиологической помощи населению обеспечивается, в основном, благодаря тому, что некоторые кардиологи трудятся на 1,5-2 ставки.
Почему же мы безуспешно боремся со статистикой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний?
Слабо первичное звено?
-- Высокие технологии, -- подчеркивает Наталья Митьковская. -- это только 8-10% от общего вклада в борьбе со смертностью от болезней сердца и сосудов. Остальные 90 процентов – это первичная и вторичная профилактика заболеваний.
В Беларуси оказание помощи кардиологическим больным начинается не на приеме у кардиолога, а в поликлинике по месту жительства. Получить консультацию кардиолога можно только по направлению участкового терапевта. Это положение закреплено национальным руководством по лечению всех сердечно-сосудистых заболеваний, утвержденным Минздравом.
-- Первоначально пациент приходит в терапевту, -- подчеркивает профессор Митьковская. – Поэтому специалисты настаивают: повысить уровень кардиологической помощи населению можно, имея хорошо подготовленных специалистов первичного звена.
С этой целью два года назад в Белорусском государственном медуниверситете была создана 3-я кафедра внутренних болезней, которую возглавила профессор Наталья Митьковская.
-- Я считала, что хотя бы в одном из четырех медицинских университетов должна функционировать кафедра кардиологии, должен быть создан прецедент, -- признается Наталья Павловна. -- Эта идея была поддержана ведущими кардиологами страны. Но в связи с тем, что преподавание имеет свои требования, в частности, необходимо создание новой программы, первоначально была открыта новая кафедра внутренних болезней. И уже в ее рамках мы преподаем курс неотложной кардиологии и функциональной диагностики, издали учебник для студентов 6 курса.
На кафедре работает десять штатных специалистов – в основном, кардиологов высокого уровня.
-- Мы консультируем пациентов терапевтических и реанимационных отделений в 9-й,6-й и 4-й клинических больницах Минска, – подчеркивает профессор Митьковская. – У нас есть возможность использовать эту базу для серьезного обучающего процесса, что, безусловно, отражается на уровне подготовки будущих врачей, в том числе и участковых терапевтов.
Специалист подчеркивает: участковым терапевтам ставятся только те задачи, с которыми грамотный специалист легко справится. Но для этого у него должны быть базовые знания.
-- Чтобы определить диагноз, не нужны супервысокие технологии. Доктору первичного звена не следует погружаться в фундаментальные, инструментальные технологии, -- считает Наталья Митьковская. – Терапевт должен уметь грамотно собрать анамнез – от этого на 70 процентов зависит правильность постановки диагноза.
Согласно протоколам лечения, при первичном обращении, доктор должен получить о пациенте максимум информации и минимум инструментальных и лабораторных данных.
– В поликлинике делают кардиограмму, проводят простейшие лабораторные исследования, например, биохимический анализ крови, который определяет уровень холестерина и глюкозы в крови -- объясняет Наталья Митьковская. -- Но участковый доктор может недооценить ситуацию. Поэтому у нас существует система консультаций кардиологов в поликлиниках и возможность послать пациента на обследование в кардиологический центр.
До пациентов трудно достучаться
Наталья Митьковская констатирует: уровень врача первичного звена в последние годы значительно вырос.
-- В рекомендациях участкового доктора мы все чаще видим те медикаментозные и немедикаментозные схемы лечения, которые полностью отвечают мировым рекомендациям, -- говорит специалист. – А вот до сознания наших рядовых пациентов на уровне первичной профилактики пока достаточно трудно достучатся.
По словам кардиолога, зачастую белорусы обращаются за врачебной помощью, когда болезнь запущена.
-- Из десяти пациентов с диагнозом инфаркт миокарда два-три рассказывают, что трое-четверо суток они сидели на даче или дома и терпели классические болевые ощущения, при которых необходимо немедленно вызывать скорую помощь, – говорит Наталья Митьковская.
В итоге медики получают пациента, у которого уже диагностируется инфаркт и который при этом требует, чтобы его перевели в отделение, где он сможет достать пачку сигарет.
-- На мой взгляд, внедрять принципы здорового образа жизни надо с детства, подключать к этой работе и воспитателей детских садов, и педагогов, и детских врачей, -- считает доктор медицинских наук, профессор кафедры кардиологи и ревматологии БелМАПО Тамара Тябут. – Как показало исследование, которое проводилось в Каунасе, в группе детей, которых с детского сада учили тому, что курить вредно, к 10 годам попробовали сигарету 7 процентов, а среди тех, которых не обучали – 90!
Проверь себя сам
Белорусские кардиологи напоминают, как выглядит европейский номер здорового сердца: 0—3--5--140--5--3-- 0.
Расшифровывается это так: 0 – человек не курит; 3 – ежедневно совершает трехкилометровые пешие прогулки или три раза в неделю по 30 минут выполняет нагрузки на велоэргометре; 5 – пять раз в неделю в рационе присутствуют овощи и фрукты не менее 400 гр. в день; 140 – это граница, с которой идет отсчет повышения давления; 5 – уровень общего холестерина для здоровых людей (для тех, кто перенес инфаркт или инсульт, он должен быть 4 и ниже); 3 – показатель холестерина протеидов низкой плотности (для имеющих заболевания сердца -- 2), 0 – отсутствие сахарного диабета.