Перемоем косточки?

Источник материала:  

Перемоем косточки?

По словам врачей, после 45 — 50 лет, когда количество эстрогенов — женских половых гормонов — начинает активно снижаться, костная система также активно теряет кальций...

Перемоем косточки?Лилия Брик, Марлен Дитрих, Лиз Тейлор, Рина Зеленая... Продолжать, увы, можно долго. Увы — потому что это не «золотой каталог» блистательных и непревзойденных, а «черный лист» знаменитостей, у которых случился перелом шейки бедра. Что для одних стало абсолютным крахом в карьере, для иных, в частности Лилии Брик, — концом жизни.


По словам врачей, после 45 — 50 лет, когда количество эстрогенов — женских половых гормонов — начинает активно снижаться, костная система также активно теряет кальций. Женщина вступает в свой самый «хрупкий» возраст. Виной всему становится остеопороз. Заболевание, при котором «несущий модуль» — остов нашего тела — утрачивает прочность и износостойкость. Говорят, достаточно порой просто чихнуть, чтобы спровоцировать перелом тела позвонка, падение с высоты своего роста приводит к тяжелой травме. Любая неловкость может обернуться бедой.


Где соломка зарыта


Конечно, сегодня хирурги–травматологи творят чудеса. Операции по эндопротезированию тазобедренного сустава возвращают многим шанс снова встать на ноги. Но сколько сложностей приходится пережить человеку до того?! Ощущение беспомощности и даже отчаяния сразу после травмы. Далее — тяжелая операция с большим объемом перелитой крови, время реабилитации, когда заново приходится учиться ходить. Поиски пресловутой соломки, подстелить которую хочется заранее, привели в Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения. С 2006 года здесь проводят специальную диагностику — денситометрию, что позволяет разглядеть «таяние» костной ткани в самом начале.


Оказалось, метод рентгеновской денситометрии (от лат. densitas — плотность) был разработан в 1980–е годы в Америке для программы НАСА. «Космонавты, долгое время находящиеся в состоянии невесомости, возвращались из длительных «командировок» со сниженной костной массой. Была опасность, что они «переломаются», буквально ступив на землю. Необходима была срочная реабилитация», — рассказывает заведующая кабинетом рентгеновской денситометрии Наталья Васильева. От теории к практике мы перешли почти сразу. Сотрудники центра предложили мне не интервью, а репортаж, резонно определив, что лучше раз увидеть... Я, конечно, согласилась. В небольшой «исследовательской» мне выдали бахилы и сказали, что даже минимальный «диагностический стриптиз» отменяется: аппарат — «умный», видит вас насквозь. А вот металлические украшения все же придется снять. В общем, подготовка к процессу заняла не более минуты.


Денситометр, надо сказать, штука совсем нестрашная. Выглядит, как модная кушетка в стиле хайтек, на которую вы укладываетесь на 5 — 7 минут. Внизу находится рентгеновский излучатель, который узким пучком построчно считывает информацию. При этом у вас нет даже намека на дискомфорт. Меня заранее упокоили: облучение на денситометре минимальное и составляет 0,037 м3в для одной зоны (обычный рентген — до 1,3 м3в). Это позволяет проводить диагностику даже детям старше пяти лет до двух раз в год. «Золотой стандарт» исследования включает три зоны: это четыре поясничных позвонка и две бедренные кости в проксимальном отделе. Те «тревожные части тела», в которые обычно «прицеливается» остеопороз. Считывающее устройство анализирует полученную информацию в течение 5 секунд. Самое главное — аппарат чувствует дефицит даже 1 — 1,5 процента костной ткани. Для сравнения: просто рентген распознает неблагополучие, если речь идет о недостаче в 30 и более процентов.


Мало того что денситометрия позволяет разглядеть остеопороз на самых ранних стадиях — «золотые замеры» помогают проследить, насколько эффективна назначенная терапия, как при этом изменяется плотность кости, лечится ваш остепороз или нет. Денситометр позволяет разглядеть и другие не видимые глазу перемены. Недавно таким образом у брестчанки обнаружили злокачественную опухоль в области тазобедренного сустава. А, как известно, чем раньше начинается лечение онкологического заболевания, тем оно эффективнее.


Кому особенно?


Чего ждать от остеопороза — понятно. Вопрос в другом — кто рискует? Есть так называемый остеопорозный тип внешности. «Это голубоглазые, светловолосые субтильные барышни весом менее 57 кг, — поясняет Наталья Васильева. — Очевидно, если вес ниже этой границы, женщина вряд ли может набрать «положенную» костную массу. Таким дамам обязательно нужно проходить процедуру денситометрии».


Согласно европейским рекомендациям такая диагностика показана всем женщинам после 65 лет и мужчинам после 70. В группу риска входят все, у кого близкий родственник перенес перелом шейки бедра. А еще, когда рост вдруг стал ниже на 1 — 2 см за год, — это тревожный сигнал не только для пожилого. Денситометрия особенно рекомендуется также тем, кто употребляет более 3 единиц алкоголя в день (1 единица — это 10 мл чистого спирта), курильщикам, так как никотин нарушает всасывание кальция, угнетает выработку эстрогенов, и людям, которые «сломались», падая с высоты своего роста (у них, без сомнения, тяжелая форма остеопороза).


Но ведь бывает и вторичный остепороз. Значит, его причина — ревматоидный артрит, сахарный диабет, почечная недостаточность и т.п. Бывает, что и какой–то лекарственный препарат, назначенный для коррекции основного заболевания, провоцирует на «излом». «Есть такой диагноз аденома паращитовидной железы. Диагностируется он довольно сложно. Между тем последствия его бывают катастрофическими — костная система становится очень уязвимой, — поясняет Наталья Васильева. — Недавно лечение у нас проходил молодой мужчина с таким заболеванием. Оказалось, в течение жизни он пережил десятки переломов как резонанс состояния его эндокринной системы».


Хрупкая детка


Неделю назад на денситометрию в Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения мама привела 16–летнего сына. Парень пьет до 2 литров «фанты» каждый день, курит, и у него нет практически ни одного здорового позвонка. Последствия это может иметь самые печальные. Но юноша продолжает упорствовать — от сладкой газировки отказываться не собирается...


Обычно родители приводят ребенка, когда у того уже случился перелом. Причем не в результате ДТП, а вследствие простого падения. Словом, невеселая классика жанра — шел, споткнулся, упал, гипс. Современные дети мало двигаются, начинают рано курить, пьют сладкие напитки, которые содержат вещества — антагонисты кальция. Отсюда и слабость костной системы. И вообще, остеопороз — родом из детства. Человек набирает плотность костной массы к 25 годам и хорошо, если удерживает ее до 40 — 45 лет. Дальше с возрастом люди изнутри все больше начинают походить на стеклянных человечков, таких же тонких и хрупких. И как бы ни хотелось «на мажоре» закончить тему, есть тревожные факты о том, что только в Европе каждые 30 секунд случается перелом как результат остеопороза. Одним словом, пора «стелить соломку».


Цифры «СБ»


Сегодня в мире 250 миллионов человек имеют диагноз остеопороз, в Беларуси им страдает каждая третья женщина после 50 лет и каждый восьмой мужчина. После перелома шейки бедра 25 процентов больных погибают от осложнений, 50 — становятся инвалидами и только 25 процентов выходят из этого испытания с минимальными потерями.


Алла МАРТИНКЕВИЧ, «СБ».

Фото: Александр СТАДУБ

←Старейшая жительница Земли скончалась во Франции

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика