Белорусские женщины хотят решать сами, когда и сколько рожать
14.10.2010 10:57
—
Новости Здоровья
Чем могут разочаровать президента белорусские женщины? Как забота ограничивает их права? И стоит ли запрещать аборты? Накануне Дня матери сайт "Завтра твоей страны" решил замолвить слово о праве женщин делать свой выбор репродуктивного поведения и не быть лишь инструментом в демографической политике государства.
Государство заинтересовано в том, чтобы женщины рожали много, детей растили за свои кровные и не сбрасывали на власти проблемы, например, со здоровьем малышей. При этом государству удобно, если рожать начинают рано (но не слишком) и успевают за 10 самых репродуктивных лет произвести на свет двух (а лучше трех) детей.
Президент Беларуси не скрывает, что это для него очень важно. Несмотря на то, что в Беларуси депопуляция является фактом неопровержимым, выступая в сентябре на VI съезде Федерации профсоюзов, Александр Лукашенко в который уже раз заявил:
- Нам надо хотя бы 30 млн человек, а мы до 10 млн не дотягиваем. Что такое 10 млн на такую территорию?
Как считает белорусский лидер, даже жилищную программу нужно скорректировать под решение этой проблемы. Сейчас для большинства белорусских семей решиться на рождение третьего ребенка – словно подвиг совершить. Как выход президент видит обеспечение семей с детьми жильем.
- Надо более принципиально подойти к решению этого вопроса. Появляется в семье третий ребенок - гарантирована квартира. И, может быть, за 25% ее стоимости, а может быть, и бесплатно, - сказал президент.
И все же даже те белорусские женщины, которые ему поверили, понимают, что ребенок нуждается не только в крыше над головой -- его нужно вырастить, ему нужно обеспечить качество жизни.
Белоруски не готовы рожать так много
Белорусы, скорее всего, президента разочаруют. Для них и двое детей в семье не норма. Сейчас суммарный коэффициент рождаемости в Беларуси составляет 1,4. Это обеспечивает замещение поколений их детьми лишь на 67%. А для простого воспроизводства населения каждая семья должна иметь 2-2,4 ребенка. Даже в более удачные для власти времена о втором, третьем ребенке в семье думали с трудом.
Большинство белорусских женщин рожают в возрасте между 20 и 35 годами. Один-два случая родов регистрируются ежегодно среди несовершеннолетних в возрасте 14-15 и даже 13 лет. Как правило, роды несовершеннолетних представляют угрозу для здоровья матерей и сопровождаются их высоким травматизмом. Недостаточная социальная адаптация приводит к тому, что несовершеннолетние оказываются не подготовленными к материнству.
Дети будут появляться позже
Психолог Надежда Цыркун подчеркивает - существует репродуктивный период и по медицинским показаниям, и по социальным. И лучше его не упустить.
- Меня всегда удивляет посыл -- сначала построить карьеру, а затем завести ребенка, -- признается психолог. -- Понятно, что рожать первого ребенка по медицинским соображениям лучше до 30 лет. Однако в 30 лет карьеру никто до конца не достроил, многие не сделали это и в 40. Когда девушка в 25 лет без детей приходит устраиваться на работу, у работодателя возникает мысль - может скоро уйти в декрет, и сразу не в один. И другой вариант - приходит женщина, у которой двое детей дошкольников. Понятно, что она может активно строить свою карьеру. Не исключено, что предпочтение отдадут именно ей.
Правозащитник Татьяна Гацура воспитывает троих детей. И это не помешало ей заниматься активной общественной деятельностью. Трое детей и у теле-радио ведущей, писательницы и сценаристки Тамары Лисицкой. Она активно совмещает карьеру и материнство.
По наблюдениям Цыркун, автоматически строится карьера в студенчестве - сдаются сессии и параллельно можно растить ребенка. Человек выходит со студенческой скамьи и с дипломом, и с ребенком. И может заниматься своей работой.
И все же женятся и выходят замуж в Беларуси нынче позже, чем несколько десятилетий назад. Средний возраст невесты приближается к 24-м, а жениха - к 26 годам. И это означает, что дети будут появляться позже. И президенту все труднее будет ожидать от белорусской женщины троих детей. Ее репродуктивный возраст станет короче. Как результат такого позднего рождения и не очень хорошего здоровья женщин белорусам все больше приходится обращаться к вспомогательным репродуктивным технологиям. Однако для них планируют ввести возрастной ценз.
Возрастной ценз для ЭКО - дань здравому смыслу?
Напомним, Нобелевской премии в области медицины в этом году удостоен "отец" детей из пробирки, британский эмбриолог Роберт Эдвардс, разработавший технологию экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Миллионы семей во всем мире благодаря открытиям британского ученого смогли стать счастливыми родителями. Однако оглашение имени лауреата вызвало настоящий шквал эмоций. Сначала представитель Ватикана Игнасио Карраско де Паула резко выступил против этого присуждения. Затем и Русская православная церковь высказалась, что считает нравственно недопустимыми подобные методы.
В Беларуси тем временем разрабатывается законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении. Документ, если будет одобрен Совмином и принят депутатами, ограничит возраст женщины для проведения ЭКО 49 годами включительно.
- Мало того, что заводить ребенка в 49 лет не самое лучшее с медицинской точки зрения решение, но у женщины еще должно быть время в запасе, чтобы вырастить и воспитать, - объяснила необходимость такого ограничения заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Светлана Шилова.
Поскольку суррогатное материнство и ЭКО неотделимы, возраст суррогатной матери также предполагается ограничить 49 годами.
Татьяна Гацура считает, что в случае с ЭКО вполне логично ожидать рекомендаций врачей.
- Это нормально, - говорит она, - когда медики рассказывают женщине о рисках, которые появляются для деторождения с возрастом. Понятно, что они есть для родов, проведения ЭКО как в очень молодом возрасте, так и в возрасте за 40. Широкую кампанию просвещения по этим вопросам могу только приветствовать. Если появятся какие-то ограничения, должна будет обязательно появиться аргументация, почему женщине в 47 можно делать ЭКО, а в 49 нет. Кроме того, любой риск - только риск, а не гарантия того, что обязательно возникнут проблемы.
Надежда Цыркун считает, что возраст, ограничивающий право на ЭКО есть ограничение репродуктивных прав женщины.
- Человек делает выбор, и сам будет нести за него ответственность. Мне не нравится, когда в каком-то возрасте мужчину или женщину дискриминируют. Это может быть и в 40, и позже. Как только мы начинаем ограничивать людей по возрасту, можно говорить о дискриминации. Возраст никогда не является ограничением для чего-либо. Замечу, что и в Конституции идет речь о том, что все люди равны независимо ни от чего.
С другой стороны, психолог напоминает, что все мы ограничены рамками нашей жизни.
-- Поэтому я снова говорю - есть благоприятный период, которым нужно воспользоваться. Все же в 50 лет хорошо быть дедушкой, а не молодым отцом, -- считает Надежда Цыркун.
Их было двое!
Еще одна попытка навязать женщине модель репродуктивного поведения — это выступления в белорусском обществе, со стороны церкви, прежде всего, против абортов. Теперь это актуализировалось в связи с планируемым введением в Беларуси медикаментозных абортов, что, к слову, распространено в большинстве европейских стран. В странах Западной Европы, к примеру, на медикаментозный метод приходится до 95% от общего числа абортов, а в России - до 75%. Осложнения вследствие медикаментозного аборта меньше, чем после обычного: у хирургического метода это 4-6%, у медикаментозного - 3%. Сразу несколько белорусских священников высказались против такого вида абортов, подчеркнув, что не одобряют любые.
Между тем зачатие ребенка всегда парное действие, подчеркивает Надежда Цыркун.
- Стоит говорить не о том, чтобы запрещать женщинам делать те или иные аборты, - замечает психолог, - а о том, чтобы побудить мужчин использовать контрацепцию, чтобы дети не были незапланированными. Наверное, нужно говорить с мужчинами о том, что многие проблемы возникают там, где разделяется секс, семья, любовь. Именно здесь начинаются нравственные расхождения, и возникает кто-то крайний, который весь груз ответственности на себе и несет. Чаще всего это женщина.
Надежда Цыркун подчеркивает, что наравне с тем, чтобы говорить о репродуктивном выборе для женщин нужно говорить о разделении ответственности между женщиной и мужчиной. Кроме того, нельзя ограничивать в чем-то женщин и позволять это мужчинам, считает она. Если запрещают ЭКО женщинам в определенном возрасте, то почему не говорят о мужчинах? Коль уж запрещать, то делать это нужно в отношении и тех, и других.
- Давайте пропишем в законодательстве запрет как для женщин, так и для мужчин становиться родителями с помощью вспомогательных репродуктивных технологий в определенном возрасте. А если мужчина допускает, чтобы его женщина шла на аборт, он должен быть с ней во время процедуры. Уверяю вас, коль уж немногие выдерживают вид родов, аборт пережить им не под силу, - считает Надежда Цыркун.
Государство заинтересовано в том, чтобы женщины рожали много, детей растили за свои кровные и не сбрасывали на власти проблемы, например, со здоровьем малышей. При этом государству удобно, если рожать начинают рано (но не слишком) и успевают за 10 самых репродуктивных лет произвести на свет двух (а лучше трех) детей.
Президент Беларуси не скрывает, что это для него очень важно. Несмотря на то, что в Беларуси депопуляция является фактом неопровержимым, выступая в сентябре на VI съезде Федерации профсоюзов, Александр Лукашенко в который уже раз заявил:
- Нам надо хотя бы 30 млн человек, а мы до 10 млн не дотягиваем. Что такое 10 млн на такую территорию?
Как считает белорусский лидер, даже жилищную программу нужно скорректировать под решение этой проблемы. Сейчас для большинства белорусских семей решиться на рождение третьего ребенка – словно подвиг совершить. Как выход президент видит обеспечение семей с детьми жильем.
- Надо более принципиально подойти к решению этого вопроса. Появляется в семье третий ребенок - гарантирована квартира. И, может быть, за 25% ее стоимости, а может быть, и бесплатно, - сказал президент.
И все же даже те белорусские женщины, которые ему поверили, понимают, что ребенок нуждается не только в крыше над головой -- его нужно вырастить, ему нужно обеспечить качество жизни.
Белоруски не готовы рожать так много
Белорусы, скорее всего, президента разочаруют. Для них и двое детей в семье не норма. Сейчас суммарный коэффициент рождаемости в Беларуси составляет 1,4. Это обеспечивает замещение поколений их детьми лишь на 67%. А для простого воспроизводства населения каждая семья должна иметь 2-2,4 ребенка. Даже в более удачные для власти времена о втором, третьем ребенке в семье думали с трудом.
Большинство белорусских женщин рожают в возрасте между 20 и 35 годами. Один-два случая родов регистрируются ежегодно среди несовершеннолетних в возрасте 14-15 и даже 13 лет. Как правило, роды несовершеннолетних представляют угрозу для здоровья матерей и сопровождаются их высоким травматизмом. Недостаточная социальная адаптация приводит к тому, что несовершеннолетние оказываются не подготовленными к материнству.
Дети будут появляться позже
Психолог Надежда Цыркун подчеркивает - существует репродуктивный период и по медицинским показаниям, и по социальным. И лучше его не упустить.
- Меня всегда удивляет посыл -- сначала построить карьеру, а затем завести ребенка, -- признается психолог. -- Понятно, что рожать первого ребенка по медицинским соображениям лучше до 30 лет. Однако в 30 лет карьеру никто до конца не достроил, многие не сделали это и в 40. Когда девушка в 25 лет без детей приходит устраиваться на работу, у работодателя возникает мысль - может скоро уйти в декрет, и сразу не в один. И другой вариант - приходит женщина, у которой двое детей дошкольников. Понятно, что она может активно строить свою карьеру. Не исключено, что предпочтение отдадут именно ей.
Правозащитник Татьяна Гацура воспитывает троих детей. И это не помешало ей заниматься активной общественной деятельностью. Трое детей и у теле-радио ведущей, писательницы и сценаристки Тамары Лисицкой. Она активно совмещает карьеру и материнство.
По наблюдениям Цыркун, автоматически строится карьера в студенчестве - сдаются сессии и параллельно можно растить ребенка. Человек выходит со студенческой скамьи и с дипломом, и с ребенком. И может заниматься своей работой.
И все же женятся и выходят замуж в Беларуси нынче позже, чем несколько десятилетий назад. Средний возраст невесты приближается к 24-м, а жениха - к 26 годам. И это означает, что дети будут появляться позже. И президенту все труднее будет ожидать от белорусской женщины троих детей. Ее репродуктивный возраст станет короче. Как результат такого позднего рождения и не очень хорошего здоровья женщин белорусам все больше приходится обращаться к вспомогательным репродуктивным технологиям. Однако для них планируют ввести возрастной ценз.
Возрастной ценз для ЭКО - дань здравому смыслу?
Напомним, Нобелевской премии в области медицины в этом году удостоен "отец" детей из пробирки, британский эмбриолог Роберт Эдвардс, разработавший технологию экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Миллионы семей во всем мире благодаря открытиям британского ученого смогли стать счастливыми родителями. Однако оглашение имени лауреата вызвало настоящий шквал эмоций. Сначала представитель Ватикана Игнасио Карраско де Паула резко выступил против этого присуждения. Затем и Русская православная церковь высказалась, что считает нравственно недопустимыми подобные методы.
В Беларуси тем временем разрабатывается законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении. Документ, если будет одобрен Совмином и принят депутатами, ограничит возраст женщины для проведения ЭКО 49 годами включительно.
- Мало того, что заводить ребенка в 49 лет не самое лучшее с медицинской точки зрения решение, но у женщины еще должно быть время в запасе, чтобы вырастить и воспитать, - объяснила необходимость такого ограничения заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Светлана Шилова.
Поскольку суррогатное материнство и ЭКО неотделимы, возраст суррогатной матери также предполагается ограничить 49 годами.
Татьяна Гацура считает, что в случае с ЭКО вполне логично ожидать рекомендаций врачей.
- Это нормально, - говорит она, - когда медики рассказывают женщине о рисках, которые появляются для деторождения с возрастом. Понятно, что они есть для родов, проведения ЭКО как в очень молодом возрасте, так и в возрасте за 40. Широкую кампанию просвещения по этим вопросам могу только приветствовать. Если появятся какие-то ограничения, должна будет обязательно появиться аргументация, почему женщине в 47 можно делать ЭКО, а в 49 нет. Кроме того, любой риск - только риск, а не гарантия того, что обязательно возникнут проблемы.
Надежда Цыркун считает, что возраст, ограничивающий право на ЭКО есть ограничение репродуктивных прав женщины.
- Человек делает выбор, и сам будет нести за него ответственность. Мне не нравится, когда в каком-то возрасте мужчину или женщину дискриминируют. Это может быть и в 40, и позже. Как только мы начинаем ограничивать людей по возрасту, можно говорить о дискриминации. Возраст никогда не является ограничением для чего-либо. Замечу, что и в Конституции идет речь о том, что все люди равны независимо ни от чего.
С другой стороны, психолог напоминает, что все мы ограничены рамками нашей жизни.
-- Поэтому я снова говорю - есть благоприятный период, которым нужно воспользоваться. Все же в 50 лет хорошо быть дедушкой, а не молодым отцом, -- считает Надежда Цыркун.
Их было двое!
Еще одна попытка навязать женщине модель репродуктивного поведения — это выступления в белорусском обществе, со стороны церкви, прежде всего, против абортов. Теперь это актуализировалось в связи с планируемым введением в Беларуси медикаментозных абортов, что, к слову, распространено в большинстве европейских стран. В странах Западной Европы, к примеру, на медикаментозный метод приходится до 95% от общего числа абортов, а в России - до 75%. Осложнения вследствие медикаментозного аборта меньше, чем после обычного: у хирургического метода это 4-6%, у медикаментозного - 3%. Сразу несколько белорусских священников высказались против такого вида абортов, подчеркнув, что не одобряют любые.
Между тем зачатие ребенка всегда парное действие, подчеркивает Надежда Цыркун.
- Стоит говорить не о том, чтобы запрещать женщинам делать те или иные аборты, - замечает психолог, - а о том, чтобы побудить мужчин использовать контрацепцию, чтобы дети не были незапланированными. Наверное, нужно говорить с мужчинами о том, что многие проблемы возникают там, где разделяется секс, семья, любовь. Именно здесь начинаются нравственные расхождения, и возникает кто-то крайний, который весь груз ответственности на себе и несет. Чаще всего это женщина.
Надежда Цыркун подчеркивает, что наравне с тем, чтобы говорить о репродуктивном выборе для женщин нужно говорить о разделении ответственности между женщиной и мужчиной. Кроме того, нельзя ограничивать в чем-то женщин и позволять это мужчинам, считает она. Если запрещают ЭКО женщинам в определенном возрасте, то почему не говорят о мужчинах? Коль уж запрещать, то делать это нужно в отношении и тех, и других.
- Давайте пропишем в законодательстве запрет как для женщин, так и для мужчин становиться родителями с помощью вспомогательных репродуктивных технологий в определенном возрасте. А если мужчина допускает, чтобы его женщина шла на аборт, он должен быть с ней во время процедуры. Уверяю вас, коль уж немногие выдерживают вид родов, аборт пережить им не под силу, - считает Надежда Цыркун.