Минздраву не нужен закон о правах пациентов?
24.09.2010 15:06
—
Новости Здоровья
Более полутора десятков законов в сфере здравоохранения и огромное количество подзаконных актов действуют в Беларуси. В них закреплены все международные нормы, констатируют эксперты. Но если белорусское законодательство такое совершенное, то почему белорусы недовольны тем, как защищаются их права как пациентов?
Юрист ОО "Защита прав потребителя" Екатерина Орловская, которая специализируется на так называемых медицинских делах, оперирует данными из собственной практики: ежемесячно за юридической консультацией в их общество обращается до десяти пациентов, недовольных качеством полученной медицинской помощи. Раз в месяц одно из таких обращений оформляется в исковое заявление и доходит до суда. В масштабах страны такой статистики никто не ведет, но, по мнению юриста, озвученные ею данные можно смело умножать в сотни, а то и тысячи раз.
То, что из года в год растет число судебных разбирательств по искам пациентов, подтверждает и статистика судебно-медицинских экспертиз по "врачебным делам". В 2000 году их было проведено 68, а в прошлом году – 199.
- Народ пытается защищать свои права, но не всегда знает, как это грамотно делать, - подчеркивает Екатерина Орловская. – А адвокатов, которые бы специализировались на медицинском праве, очень и очень мало, потому что в этой сфере юристам очень сложно работать. Права пациентов разбросаны по разным законам, нет единого законодательного акта. Сайт Министерства здравоохранения обновляется нерегулярно, иногда проходит полгода, как тот или иной документ вступил в законную силу, но на сайте ведомства он не опубликован.
Юрист уверена, что медицинское право следует выделить как отдельную отрасль.
- Считается, что права пациентов в полном объеме определены Законом о здравоохранении, - говорит старший научный сотрудник лаборатории основ стандартизации и нормативного обеспечения здравоохранения РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Алла Елкина. - Нет ни одной нормы, которая не вошла бы в этот закон. Другое дело, что обозначены эти нормы одной, общей фразой, а не конкретно.
В середине 2000-х годов РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения был подготовлен проект Закона о правах пациентов. Помимо того, что все нормы, касающиеся защиты прав пациентов, были сконцентрированы в одном правовом документе, они были более детально расписаны и понятны любому гражданину, даже не имеющему юридического образования. Проект был одобрен экспертами Всемирной организации здравоохранения.
Однако в 2008 году была принята новая редакция "Закона о здравоохранении", в который вошла глава о правах пациентов, и Минздрав отказался от принятия Закона о правах пациентов.
- Сегодня первоочередными задачами по созданию надежных механизмов реализации прав пациентов является формирование целостной системы защиты прав пациентов, охватывающей все организации здравоохранения, независимо от формы собственности, законодательной основой которой должен стать Закон о правах пациентов, – считает Алла Елкина.
Но работа над проектом закона в данный момент в научно-практическом центре не ведется. Комментарии по этому поводу представитель РНПЦ не дает.
Врач-эксперт Государственной службы судебно-медицинских экспертиз Андрей Фоменко называет еще один аргумент в пользу принятия в стране единого Закона о правах пациентов.
- Права пациентов – это не застывшая догма, - подчеркивает эксперт. – Эта сфера, как видно на примере стран Западной Европы, постоянно развивается, постоянно вносятся изменения в законодательство. Корректировать один законодательный акт проще, чем разрозненные статьи разных законов.
Андрей Фоменко ссылается на практику Дании, где недавно на государственном уровне было признано, что в современных реалиях уже недостаточно иметь только Закон о правах пациентов. В стране появился еще один правовой документ - Закон о безопасности пациентов.
- В нашей стране о безопасности пациентов мы только начинаем говорить, и то полушепотом, - отмечает эксперт. - Врачи не хотят признавать, что медицинская помощь может таить в себе опасность. Но есть мировые данные, свидетельствующие, что 10 процентов обращений за медпомощью могут принести вред здоровью. Вот почему система здравоохранения должна предпринимать шаги, чтобы обезопасить пациентов от такого нежелательного аспекта медицинской помощи.
Но улучшит ли ситуацию с защитой и гарантиями прав пациентов в стране принятие единого Закона о правах пациентов?
- Безусловно, права пациентов – понятие комплексное, оно не исчерпывается лишь юридическими аспектами, а включает в себя множество других – социальные, культурные, экономические и даже политические, - считает Андрей Фоменко. - Так что говорить о правах пациентов только с законодательной точки зрения не совсем верно. Но начинать надо именно с совершенствования законодательства. Это базис, на котором строятся все остальные механизмы реализации прав пациента.
Юрист ОО "Защита прав потребителя" Екатерина Орловская, которая специализируется на так называемых медицинских делах, оперирует данными из собственной практики: ежемесячно за юридической консультацией в их общество обращается до десяти пациентов, недовольных качеством полученной медицинской помощи. Раз в месяц одно из таких обращений оформляется в исковое заявление и доходит до суда. В масштабах страны такой статистики никто не ведет, но, по мнению юриста, озвученные ею данные можно смело умножать в сотни, а то и тысячи раз.
То, что из года в год растет число судебных разбирательств по искам пациентов, подтверждает и статистика судебно-медицинских экспертиз по "врачебным делам". В 2000 году их было проведено 68, а в прошлом году – 199.
- Народ пытается защищать свои права, но не всегда знает, как это грамотно делать, - подчеркивает Екатерина Орловская. – А адвокатов, которые бы специализировались на медицинском праве, очень и очень мало, потому что в этой сфере юристам очень сложно работать. Права пациентов разбросаны по разным законам, нет единого законодательного акта. Сайт Министерства здравоохранения обновляется нерегулярно, иногда проходит полгода, как тот или иной документ вступил в законную силу, но на сайте ведомства он не опубликован.
Юрист уверена, что медицинское право следует выделить как отдельную отрасль.
- Считается, что права пациентов в полном объеме определены Законом о здравоохранении, - говорит старший научный сотрудник лаборатории основ стандартизации и нормативного обеспечения здравоохранения РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Алла Елкина. - Нет ни одной нормы, которая не вошла бы в этот закон. Другое дело, что обозначены эти нормы одной, общей фразой, а не конкретно.
В середине 2000-х годов РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения был подготовлен проект Закона о правах пациентов. Помимо того, что все нормы, касающиеся защиты прав пациентов, были сконцентрированы в одном правовом документе, они были более детально расписаны и понятны любому гражданину, даже не имеющему юридического образования. Проект был одобрен экспертами Всемирной организации здравоохранения.
Однако в 2008 году была принята новая редакция "Закона о здравоохранении", в который вошла глава о правах пациентов, и Минздрав отказался от принятия Закона о правах пациентов.
- Сегодня первоочередными задачами по созданию надежных механизмов реализации прав пациентов является формирование целостной системы защиты прав пациентов, охватывающей все организации здравоохранения, независимо от формы собственности, законодательной основой которой должен стать Закон о правах пациентов, – считает Алла Елкина.
Но работа над проектом закона в данный момент в научно-практическом центре не ведется. Комментарии по этому поводу представитель РНПЦ не дает.
Врач-эксперт Государственной службы судебно-медицинских экспертиз Андрей Фоменко называет еще один аргумент в пользу принятия в стране единого Закона о правах пациентов.
- Права пациентов – это не застывшая догма, - подчеркивает эксперт. – Эта сфера, как видно на примере стран Западной Европы, постоянно развивается, постоянно вносятся изменения в законодательство. Корректировать один законодательный акт проще, чем разрозненные статьи разных законов.
Андрей Фоменко ссылается на практику Дании, где недавно на государственном уровне было признано, что в современных реалиях уже недостаточно иметь только Закон о правах пациентов. В стране появился еще один правовой документ - Закон о безопасности пациентов.
- В нашей стране о безопасности пациентов мы только начинаем говорить, и то полушепотом, - отмечает эксперт. - Врачи не хотят признавать, что медицинская помощь может таить в себе опасность. Но есть мировые данные, свидетельствующие, что 10 процентов обращений за медпомощью могут принести вред здоровью. Вот почему система здравоохранения должна предпринимать шаги, чтобы обезопасить пациентов от такого нежелательного аспекта медицинской помощи.
Но улучшит ли ситуацию с защитой и гарантиями прав пациентов в стране принятие единого Закона о правах пациентов?
- Безусловно, права пациентов – понятие комплексное, оно не исчерпывается лишь юридическими аспектами, а включает в себя множество других – социальные, культурные, экономические и даже политические, - считает Андрей Фоменко. - Так что говорить о правах пациентов только с законодательной точки зрения не совсем верно. Но начинать надо именно с совершенствования законодательства. Это базис, на котором строятся все остальные механизмы реализации прав пациента.