Распоясавшийся вирус
Распоясавшийся вирус
Ровно год назад Всемирная организация здравоохранения повысила угрозу, исходящую от вируса H1N1, более известного в народе как «свиной», до предельного, шестого уровня. Причем впервые за 41 год! Но похоже, что вспышка сама собой рассосалась, исчезла — «не как злой дикий кабан, появление которого предсказывали бюрократы ВОЗ, а, скорее, как жареная свинина с яблоками и шалфеем», пишет Spiegel. И вот на заседании ПАСЕ в Париже уже представлен доклад, в котором говорится о беспочвенности паники, более того — о намеренном ее нагнетании со стороны высших медицинских экспертов. О том же твердит и пресса с ноября 2009 года.
Одной из первых в пандемии усомнилась датская газета Information, которая провела собственное расследование и выяснила, что многие эксперты ВОЗ тайно получают деньги от фармацевтических гигантов Sanofi Pasteur, Novartis, GlaxoSmithKline и Baxter. Именно с их подачи, по версии издания, и была подстегнута мировая паника. В результате вакцина от «свиного гриппа» успешно «пролечила» бизнес, который пострадал во время кризиса: за год фармацевты заработали 7 миллиардов евро.
Публично поддержали подозрения сначала эпидемиолог Том Джефферсон из Cochrane Collaboration, а затем и председатель подкомитета по здравоохранению комитета по социальным вопросам, здравоохранению и семье ПАСЕ Вольфганг Водарг. В своем выступлении в ноябре 2009 года он назвал пандемию «свиного гриппа» величайшим скандалом в истории здравоохранения нашего столетия. «Как такового «свиного гриппа» не существует, это одна из форм обычного сезонного гриппа, а великая паника, которую раздули на пустом месте, выгодна только представителям лабораторий по разработке вакцин и ее производителям», — заявил тогда г–н Водарг и предположил, что «афера века» началась еще пять лет назад, когда ВОЗ пугала население и правительства так называемым «птичьим гриппом».
В атмосфере хорошо организованной паники правительства многих стран бросились создавать большие запасы противовирусных препаратов и заключать так называемые спящие контракты (в случае пандемии их можно сразу же активизировать) с фармацевтическими компаниями на производство десятков миллионов доз вакцины.
За прошедшие после этих обличительных высказываний шесть месяцев Вольфганг Водарг провел под эгидой ПАСЕ собственное расследование. И вот результат: «Серьезность заболевания была значительно преувеличена ВОЗ. В действительности никакой пандемии не было... Вызывает озабоченность, не оказывает ли фармацевтическая промышленность влияние на принятие этих решений», — главные мысли обнародованного на днях документа.
ВОЗ предпочитает реагировать полунамеками: «Невозможно отказаться от услуг ведущих мировых специалистов лишь на том основании, что они финансово заинтересованы в продвижении той или иной стратегии борьбы с различными заболеваниями», — говорит спикер ВОЗ Грегори Хэртл. Или туманными обещаниями: мол, обоснованные выводы можно будет сделать только через пару лет после пика пандемии. Ссылаясь на то, что не все страны раскрыли данные по смертности от A/H1N1 и только сейчас уточняют статистику. А потому, дескать, даже говорить о завершении пандемии рано.
Тем не менее факты таковы. По подсчетам российской маркетинговой компании «Фармэксперт», продажи рекомендованного экспертами противовирусного препарата за год увеличились на 100 процентов. А спрос на вакцины такой, что в 11 регионах даже не смогли полностью привить все контингенты риска. Германия, Франция и США потратились на «пандемию» еще существеннее, но большая часть лекарств так и осталась невостребованной. И теперь даже такой авторитетнейший для специалистов источник, как «Британский медицинский журнал», прямо обвиняет ВОЗ в коррупции и опубликовал исследование, в котором свидетельства эффективности препарата тамифлю (особо пропиаренного препарата) в борьбе с «птичьим» и «свиным гриппом» называются «недостаточными». Другими словами, этот препарат просто не помогает. Отчасти с этим согласен даже российский НИИ гриппа. «ВОЗ дала серьезный повод для скандала. Неприлично акцентировать внимание только на одном лекарстве, тем более одного из крупнейших в мире производителей. При этом любой грипп лечится комплексом препаратов, а не одним–единственным. И тамифлю не исключение», — заявил в интервью российским СМИ директор НИИ гриппа РАМН Олег Киселев. Пока ВОЗ нехотя оправдывается, эксперты взвешивают все «за» и «против», журналисты не ищут эвфемизмов. По данным Spiegel, сейчас только в Германии 10 млн. доз ненужных вакцин от некогда «смертельно опасного» вируса «свиного гриппа», который было «невозможно остановить». Власти пытаются продать их Пакистану.
Пресс–центр Всемирной организации здравоохранения не работает уже сутки. Журналисты иронизируют: эксперты организации тратят свободное время на себя и свое хобби — как главный эксперт ВОЗ по вопросам пандемического гриппа Кейджи Фукуда, который играет после работы на виолончели. Вывод издания: новый вирус мог бы привлечь меньше внимания, если бы не современная медицина, генетический анализ и тесты на антитела. «Свиной грипп» завоевал бы мир, и ни один врач этого бы не заметил. Однако на этот раз мир заметил вирус — преимущественно из–за высокотехнологичной медицины и индустрии вакцин. «Иногда тебе кажется, что вся промышленность только и ждет пандемии, — говорит эпидемиолог Том Джефферсон. — И все это потому, что один из вирусов гриппа мутировал».
Кстати, сам Spiegel в свое время тоже поддался панике, напомнил об атипичной пневмонии и посвятил первую полосу новому «мировому вирусу», наполнив статью опасениями по поводу мутации вируса. Когда прогнозы не оправдались, ВОЗ попыталась оживить общественный интерес к H1N1. И в январе Reuters передавало: возможна еще одна, третья, волна «свиного гриппа». Но это заявление не смогло подогреть панику, а некоторые страны даже начали отказываться от вакцинации. Швеция попыталась отказаться от заказанных вакцин, так как невостребованными оказались около 7 млн. доз из заказанных 18 млн. Европа может восхищаться своей стойкостью, иронизирует Spiegel. В Америке тоже не знают, что делать со 138 млн. неиспользованных доз.
Согласно статье–расследованию в газете «Вашингтон пост» 25 миллионов доз вакцины собираются подарить бедным странам, 35 миллионов оставить на всякий случай, 3 миллиона доз вакцины — отправить в армию, а остальные 71 с половиной миллиона доз, скорее всего, будут просто списаны, так как использовать их просто некуда. Убытки от псевдоэпидемии оказались огромны: по оценкам журналистов, более полутора миллиардов долларов! Еще определеннее высказывается американская Project Syndicate: «Вообще, ВОЗ постоянно игнорирует предостережение Шерлока Холмса: «Строить теории в отсутствие полноценных доказательств — грубая ошибка». А ведь случаи ложной тревоги делают определение «пандемия приближается» почти бессмысленным и уменьшают его полезность. И это, в свою очередь, имеет важные последствия: как заметил Джек Фишер, профессор хирургии Школы медицины университета Калифорнии в г. Сан–Диего: «Если ВОЗ будет продолжать кричать «Волк, волк!», то следующей осенью ей не стоит ожидать привычного согласия на использование вакцин от гриппа от комитетов по вопросам вакцинации». И далее уж совсем радикально ставится вопрос вообще о месте ВОЗ в общественной жизни.
А что думают наши эксперты?
Ирина Гилинская, заведующая отделением иммунопрофилактики Минского городского центра эпидемиологии:
— Надо признать, что с медицинской точки зрения определенные признаки пандемии все–таки существуют. Недаром ведь заболеваемость охватила все регионы, континенты... Появился новый вариант возбудителя вируса. Были все основания для того, чтобы ВОЗ объявила эпидемию. Тем более недаром говорят: предупрежден — значит вооружен. А что касается вакцины, которая осталась невостребованной... Вообще–то каждая страна сама просчитывает и решает, сколько именно лекарства ей нужно. В Беларуси закупленная вакцина была израсходована вся. А это значит, что мы просто грамотно оценили ситуацию.
Александр Петкевич, заместитель директора по науке РНПЦ эпидемиологии и микробиологии:
— На протяжении последнего времени мы постоянно отслеживали ситуацию с вирусом гриппа, регулярно проводили лабораторную диагностику. Минздрав также уделял этому весьма пристальное внимание. Ситуация накалилась, когда ВОЗ объявила 6–ю фазу пандемии. Стоит отметить, что эта же степень опасности гриппа сохраняется и сегодня. Мы сотрудничаем и с Россией, и с западными странами, делимся опытом. Стараемся также контролировать группы приезжих иностранцев. Но ВОЗ старалась предупредить и предугадать. А уже после этого предупреждения каждая страна сама должна была продумать, сколько именно вакцины ей закупать.
Инна Германенко, внештатный специалист Минздрава по детским инфекционным болезням:
— В преддверии пандемии мы жили несколько последних десятилетий. Наверное, это и помогло нам сделать тот запас лекарств, благодаря которому в стране не возникла по–настоящему кризисная ситуация. Тем не менее за октябрь — ноябрь 2009 года количество респираторных заболеваний среди детей увеличилось на 50 процентов. Многих заболевших доставляли в клиники с типичными признаками гриппа. У большого количества детей развивались серьезные осложнения. В основном это была бактериальная пневмония... Наше государство сделало все, чтобы остановить распространение вируса: например, были объявлены карантины во многих учебных учреждениях. Мне кажется, что если бы все страны подготовились к атаке гриппа так, как мы, то не было бы такого эпидемического накала. Главное — мы были предупреждены заранее и начали соблюдать соответствующие рекомендации.
Автор публикации: Ольга САМУСИК
Фото: РЕЙТЕР