Полный? Вперед!
Полный? Вперед!
Диалог руководителя Минского центра герниологии и бариатрической хирургии 4–й клинической больницы, кандидата медицинских наук Николая Дороха с читателями «СБ» об избыточном весе и его последствиях это предположение оправдал на все 100 процентов... |
Можно считать и так: любая «прямая линия» — своего рода социологический срез. Диалог руководителя Минского центра герниологии и бариатрической хирургии 4–й клинической больницы, кандидата медицинских наук Николая Дороха с читателями «СБ» об избыточном весе и его последствиях это предположение оправдал на все 100 процентов. Дозванивались исключительно женщины, чему Николай Николаевич вовсе не был удивлен: «Если мужчина стресс запивает, то женщина заедает. Из трех типов нарушения пищевого поведения, приводящих к ожирению, два характерны именно для женщин!» Но чисто дамской проблемой свисающие до колен животы–«фартуки», на которые так часто жаловались наши читательницы, тоже не назовешь. А потому избранные, самые показательные и поучительные места консультации доктора Дороха мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
Вес взят
— Доктор, звоню вам из Мозыря. У меня уже было 2 операции по поводу пупочной грыжи, ставили сетку, но вот «опять двадцать пять»! Вешу 200 кг, хожу с трудом. Надежда только на вас.
— У нас в стране еще недостаточно распространены операции с использованием сетчатых трансплантатов, не все врачи хорошо владеют этой методикой, поэтому возможны такие казусы. Конечно, по телефону очень трудно вам что–то посоветовать. Лучше наберитесь мужества и приезжайте ко мне на консультацию в 4–ю минскую клинику по адресу ул. Розы Люксембург, 110. Обследование, лечение, операция, если понадобится, — все это, естественно, будет бесплатно. Единственное, поскольку вы иногородняя, а наш центр городской, возможно, придется оплатить койко–место и питание. Стоит это порядка 15 тысяч рублей в день. 5 дней займет обследование. Грыжу прооперируем, а вот в причинах избыточного веса нужно разбираться. Если не трудно, привезите с собой дневник питания. Оформляется он так. Берете обычную ученическую тетрадь и заполняете в течение 2 недель. В первой графе указываете дату и время приема пищи. Во второй — что и сколько съели (лучше в граммах, миллилитрах, но не в порциях, потому как порция у каждого человека своя). В третьей — с кем ели и по какому поводу (дома, в кафе, в гостях и т.д.). В четвертой — свою двигательную активность. Такой дневник мне поможет многое понять.
— Николай Николаевич! Вот скажите, что делать, чтобы похудеть? Мне 35 лет, работаю на ФАП, кручусь как белка в колесе. А вес уже под 100 кг!
— Вы пробовали какие–нибудь способы — диеты, например?
— Нет, ни разу. Но я так понимаю: нужно просто не есть.
— Все гораздо сложнее. Есть несколько типов нарушения пищевого поведения. У женщин и у мужчин иногда картина диаметрально противоположная. Более того, она и у каждой женщины может быть глубоко индивидуальной. Одно дело эмоциогенный тип — когда вы стресс заедаете. Другое — ограничительный, когда человек просто не ограничивает себя в еде, съедает все, что видит. И, наконец, третье — экстернальный тип, когда едят больше за компанию. Нам с вами надо поговорить, разобраться, в чем причина. Просто на диету на вашем месте я бы не уповал. По статистике, 90 человек из 100 ее не выдерживают. Слишком большой стресс переживает организм, привыкший к перееданию. Ведь ожирение — следствие зависимости, такой же, как и курение, и алкоголизм.
— Алло, из Борисова вас беспокоят. Скажите, Николай Николаевич, какой у вас был самый молодой пациент?
— 21–летний парень.
— Моей дочке 17. А она такая крупная!
— У нас взрослая клиника, несовершеннолетних мы на операции не берем. Но детские хирурги пока вообще не занимаются проблемой ожирения. А вы уже что–то предпринимали?
— Не берется никто за нас! Пили таблетки, снижающие аппетит. Холодильник держу пустой. После шести не едим. Но вес все равно растет!
— Спортом дочка занимается?
— Не хочет, говорит: тренажер меня не выдержит, а бассейн выйдет из берегов.
— Ситуация действительно непростая. Потому что речь идет еще и о переходном возрасте, когда есть нюансы в психическом поведении. Как бы то ни было, надо вам вводить большие ограничения в еде. Вы должны рассчитать рацион дочки так, чтобы в день она получала с пищей не более 1.200 калорий.
— Мы уже считали: 700!
— Значит, у нее есть генетическая предрасположенность. Видите, ей достаточно и 700 калорий, чтобы они хорошо переработались, полностью впитались и дали такой эффект. А другому человеку и 3.000 калорий недостаточно, он никогда на них не поправится. Это особенности ферментативной системы, которые наследуются. Мой вам совет: полгода усиленно позаниматься проблемой, продержаться до совершеннолетия. Если ничего не получится, тогда я попытаюсь помочь хирургическим путем. Ведь хирургия — это терапия отчаяния.
— Жлобин на связи! Доктор, я три года назад родила дочку и сильно–сильно поправилась. За год буквально на 30 кг. Теперь и давление беспокоит, и одышка, и спина. 300 метров не могу одолеть, а раньше до работы 14 км спокойно проходила. Объясните, что со мной такое?
— А сами вы как это объясняете?
— Ну роды. И еще у меня потом был сильный нервный стресс, лечилась в Гомеле от депрессии целый месяц.
— Вы правильно все понимаете. Есть несколько распространенных ошибок. Первая: заставлять ребенка доедать все, вводить строгий режим питания, по часам и т.д. Не надо бороться с тем, что малыш растет худым. Он свое наверстает. Ведь к 40 годам изменяются эндокринный, гормональный фон и сам процесс пищеварения, в результате при том же рационе и двигательной активности фигура меняется, появляются жировые отложения. Вторая ошибка связана с беременностью и родами. Принято считать: надо есть за двоих, надо плотно питаться, чтобы было молоко. И очень часто происходит срыв. Особенно если налицо семейные или личные, как у вас, неурядицы. К повышенному объему пищи желудок потихоньку привыкает, увеличиваясь в размерах. А жировые отложения требуют пополнения, выделяя гормон лептин. Он, в свою очередь, воздействует на центр насыщения. Возникает замкнутый круг, который даже специалисту трудно разорвать. Вам, хотя информации и недостаточно, думаю, поможет только операция.
«Хочу» — не повод
— «Прямая линия»! Это вам звонят из Могилевской области. Мне всего 38 лет, работаю в банке, а на животе, стыдно сказать, — огромный «фартук», чуть ли не до колен! Поможете мне?
— Нет проблем. Но я хочу сразу вам объяснить, чем занимается центр герниологии и бариатрической хирургии. Есть операции, когда пластический хирург просто удаляет избыток кожи и жировой ткани. Это дает лишь косметический эффект, причем временный, на полгода–год. Мы же избавляем от избыточного веса путем операций на желудке и кишечнике — делаем так, чтобы пища поступала в организм в меньшем количестве или чтобы она не так хорошо всасывалась и откладывалась в виде жировых отложений.
— Это как?
— Первый вариант — уменьшить объем желудка, надев на него силиконовое кольцо. Тогда уже, образно говоря, 2 ложки пищи дают ощущение насыщения. Второй — уменьшить объем желудка и одновременно исключить из пищеварения часть тонкой кишки. Третий — «выключить» вообще тонкую кишку. После таких операций лишний вес уходит в течение полугода–года. Каждый месяц — минус 8 — 10 килограммов. Эффект надолго. Человек поначалу вроде и хочет есть, как привык, а организм уже не позволяет.
— А «фартук» хоть уберете?
— Убрать его, то есть сделать липосакцию, могут и в Могилеве. Я бы вам предложил приехать в Минск, обследоваться, разобраться что к чему, и, если хирургическое вмешательство на желудке или кишечнике действительно единственный выход, сначала сделать именно такую операцию. Затем сбросить килограммов 20 — 40. А потом, где–то через год, убрать «фартук».
— Скажите, доктор, почему возникает избыточная масса тела и как она связана с грыжей живота?
— Здесь несколько причин. Лишний вес может быть связан или с эндокринными заболеваниями, или с психическими, или с наследственностью и погрешностями в питании. В первых двух случаях к нам, хирургам, пациенты практически не обращаются, с ними работают другие специалисты. Но, вообще говоря, 99 процентов проблемы избыточного веса и ожирения — это проблема именно наследственности и нарушений пищевого поведения. Считается, что природа в процессе эволюции начала отбирать людей, способных накапливать энергию, то есть имеющих гены, отвечающие за отложение жира. Постепенно их становилось все больше и больше. Соответственно у потомков это превратилось в целую проблему. Прибавьте сюда то, что люди, зная свою предрасположенность, усугубляют ее неправильным питанием. А пупочная грыжа — как раз следствие избыточного веса. Ткани не выдерживают тяжести, ведь это фактически одна рубцовая ткань, самое уязвимое в плане образования грыж место у человека с рождения.
— Вот–вот, у моего сына пупочная грыжа и есть. Живет он в Ижевске. К кому ему обращаться, как лечиться?
— Мне трудно судить о возможностях Ижевска. Если ваш сын захочет, то может проконсультироваться и в нашей больнице. К нам приезжают россияне оперироваться. Это уже финансовый вопрос. Хотя все относительно. Такая операция обойдется у нас иностранцу приблизительно в 400 — 500 долларов, а если ваш сын захочет оперироваться в России, то ему тоже придется заплатить, но уже 7 — 8 тысяч долларов как минимум.
— Глубокое на проводе! Я хотела бы уточнить по поводу желудочного баллона. Пишут, что это самый современный метод похудения. Хочу попробовать. А то сижу в декрете, располнела...
— Скажите, ваш муж много зарабатывает?
— По меркам Глубокого — более или менее.
— Я почему спрашиваю: когда пишут о таких операциях, не всегда указывают, во сколько это обходится. Да, у нас в стране появились современные методики лечения ожирения — при помощи баллонов (они ставятся непосредственно в желудок) и бандажей (они, как хомутик, одеваются на желудок, перетягивая его на манер песочных часов). Во–первых, и то и другое — по сути, операция, которая выполняется под наркозом. Во–вторых, вам придется за свой счет покупать баллон или бандаж. Первый стоит 1.600 евро, второй — 2.000. В–третьих, чаще всего баллоны устанавливаются временно, каждые полгода их надо менять. Как правило, эту методику используют, когда у человека критическая масса тела, его невозможно взять на серьезную операцию и нужно срочно сбросить вес. То есть везде есть свои показания. А может быть, лично вам баллон совсем и не нужен? Но если есть все же желание и возможности, то для справки сообщу: такие операции проводят в 4–й и 6–й минских клинических больницах, а также в Республиканской больнице Управления делами Президента.
Автор публикации: Людмила ГАБАСОВА
Фото: Александр РУЖЕЧКА