Очередь в нагрузку

Источник материала:  

Очередь в нагрузку

Очередь в нагрузкуТакое случается: не устраивает лечащий врач. К примеру, участковый терапевт. Кажется недостаточно компетентным, недостаточно внимательным, слишком медленно ведет прием... Что делать? Вариантов несколько. Терпеть. Посетовать заведующему отделением. Или сменить лечащего врача. Такое право у пациентов есть. При желании они могут обратиться за помощью не только к «чужому» терапевту, но и в «чужую» поликлинику. Но все ли знают об этом праве, многие ли им пользуются и к чему это приводит?


В Славгороде, где проживает более 8 тысяч человек, поликлиника одна. И всего 3 терапевта. А надо, по словам главврача Елены Аксеновой, 4. Однако люди привыкли брать талончик к «чужому» доктору, просят вызвать на дом врача, обслуживающего другой участок.


Очередь в нагрузку— Так и говорят: хочу, чтобы меня лечил именно он! — не скрывает главврач. — Аргументы разные. Кого–то врач наблюдал в больнице, и пациент остался доволен качеством обслуживания. Кто–то — особенно пенсионеры — не слишком доверяет молодым специалистам. На прием к ним ходят, но после некоторые бегут к заведующей отделением. Чтобы лишний раз убедиться, что молодой терапевт или хирург назначил правильное лечение.


Очередь в нагрузкуСлучается и такое: направляют в регистратуре захворавшего к нужному специалисту. А он капризничает: «Не хочу к этому, хочу к другому!» Если «другой» на месте и к нему еще есть свободные талоны, в просьбе не откажут. Если же у «чужого» доктора человек хочет наблюдаться постоянно — пишет заявление на имя главврача. Правда, таких пациентов немного: за год и десятка не наберется.


По словам главврача пятой поликлиники Могилева Андрея Нипатрука, из около 40 тысяч человек, которых они обслуживают, за год пожелало сменить лечащего врача менее 1 процента. «И это хорошо, — убежден Андрей Владимирович. — Потому что терапевтов не хватает. Работает 16, а нужно 25. Пойдем мы навстречу одному, второму — увеличится нагрузка на врача, которая и без того не мала. Каково ему, отработавшему на своем участке, топать еще на дом к человеку, живущему на другом конце района?!»


Получается парадокс: если при сегодняшнем дефиците участковых терапевтов все пациенты станут пользоваться своим «правом выбора», пострадают... лучшие медики.


— К прекрасному специалисту, душевному человеку такая очередь выстроится, — он вынужден будет жить на работе! Все 15 наших терапевтов, обслуживающих около 30 тысяч человек, работают на 1,4 ставки. В день принимают по 30 — 70 пациентов. Плюс по дополнительным талонам человек 20. Зачем такому врачу еще чужие больные?! — недоумевает главврач центральной поликлиники Могилева Александр Старовойтов. — К тому же медик от такой прибавки не выиграет. Ну получит премиальные за коэффициент трудового участия. Но это — мизер по сравнению с дополнительной нагрузкой, которая ляжет на его плечи. К счастью, наших пациентов качество медобслуживания устраивает. За прошлый год лишь трое попросили назначить другого лечащего врача. Всю жизнь пользовались услугами одного терапевта, а когда сменили место жительства, попали к другому. Но они своему преданы, и мы их просьбу удовлетворили.


Юрий Бубнов — доктор социологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Могилевского государственного университета продовольствия согласен, что если все поголовно начнут выбирать лечащего врача, кто–то из докторов рискует остаться без работы, а кто–то — под рабочими «завалами». И все же он убежден: такое право у пациента должно быть. С ним солидарны 86% из более тысячи земляков, опрошенных сотрудниками Могилевского института региональных социально–политических исследований.


— Парадокс: человек не может пойти к замечательному специалисту, потому что обязан лечиться у терапевта, обслуживающего его участок. Это все равно что закрепить покупателей за определенными районными магазинами! — горячится Юрий Михайлович. — К счастью, мы уже можем выбирать стоматолога, школу, в которой будут учиться наши дети. И только в поликлиниках «крепостное право». Медики от этого в выигрыше. Имеют гарантированное рабочее место, какой–никакой заработок. Только врачи бывают разные. До тех пор пока существует практика прикрепления пациентов за поликлиниками и докторами, будут и очереди у кабинетов, и неквалифицированная помощь, и формализм с грубостью. Выход есть. Во многих странах введены медицинские сертификаты. Их налогоплательщики используют, выбирая поликлинику, врача, который будет их опекать. Всем хорошо: медучреждение получает гарантированное финансирование, доктор — достойную зарплату, пациенты — высококачественное медицинское обслуживание.


По мнению начальника управления здравоохранения Могилевского облисполкома Владимира Шрубова, подобная система — не панацея. В Америке, к примеру, очень много людей, не имеющих такой страховки, фактически оказались без медицинской помощи. Если на работе ее не выдали, человек не может себе позволить купить ее сам — слишком дорого. А вот с тем, что пациент имеет право выбрать доктора, Владимир Иванович согласен: «Если у него негативное отношение к доктору, страдают обе стороны. Доказано на практике: онкобольные, которые верят своему врачу, живут намного дольше, чем люди с таким же диагнозом, принимающие аналогичные лекарства, но при этом сомневающиеся в правильности назначенного лечения. Другое дело, что мотив перехода от одного медика к другому должен быть не надуманным, а объективным».


Фото автора.

Автор публикации: Ольга КИСЛЯК

←В Беларуси заразен каждый второй больной туберкулезом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика