Чиновники Минздрава путаются в подсчетах расходов на здравоохранение
Минздрав несколько раз оглашал планируемые расходы на здравоохранение в 2010 году, причем чиновники опровергали друг друга. Меж тем разговоры вокруг ничего незначащих для большинства триллионов лишь отвлекают от проблем практического здравоохранения.
Сегодня Министерство здравоохранения опровергло информацию о снижении в 2010 году расходов на здравоохранение. Как сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Минздрава, «в республике благодаря мерам, принимаемым главой государства и правительством, продолжается рост финансирования расходов на здравоохранение».
Так, в 2010 году на отрасль выделено более 5 трлн. рублей (4 трлн. 361 млрд. руб. — из местного и 894 млрд. руб. — из республиканского бюджета). В прошлом году расходы на здравоохранение составили 4 трлн. 889 млрд. рублей.
Однако 2 октября прошлого года, выступая в Совете Республики, министр здравоохранения Василий Жаркозаявил, что в 2009 году объем финансирования руководимой им сферы составил 5 трлн. 127 млрд. рублей.
Подводя итоги 2009 года, начальник управления организации медицинской помощи Минздрава Галина Волжанкина в интервью БелаПАН подчеркнула, что в удельном весе к ВВП расходы на здравоохранение сокращаются, а в абсолютном выражении они увеличиваются. В самом начале 2010 года ожидалось, что по итогам 2009 года расходы на здравоохранение составят 5 трлн. 23,5 млрд. рублей. В бюджете 2010 года расходы на здравоохранение предусмотрены в размере 5 трлн. 255 млрд. рублей (3,24% от ВВП), сказала она.
Есть еще одна версия бюджета здравоохранения, которая, скорее всего, и стала причиной опровержительного заявления. Как сообщил профессор БелМАПО Геннадий Хулуп на конференции в Минске 17 февраля, на здравоохранение в 2010 году выделено 4 трлн. 663 млрд. рублей, 3 трлн. 975 млрд. — из местного, 668 млрд. рублей — из республиканского бюджета. В 2009 году расходы на здравоохранение, по его данным, составляли 6 трлн. 640 млрд. рублей. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в 2009 году составил 667,5 тыс. рублей.
По словам Г.Хулупа, сокращение расходов на здравоохранение объясняется финансово-экономическим кризисом.
Как сообщает пресс-служба Минздрава, норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в 2009 году был 503 тыс. рублей (такую сумму сенаторам называл и министр), а в нынешнем году этот показатель увеличился до 577 тыс. рублей.
Между тем в сравнении с предшествовавшим годом в 2009 году финансирование системы здравоохранения в расчете на одного человека уменьшилось на 45 долларов — с 234 долларов в 2008 году до 189 в 2009 году, сообщила 21 января на пресс-конференции заместитель начальника управления организации медицинской помощи, начальник отдела специализированной медицинской помощи Минздрава Татьяна Мигаль.
Уменьшение финансирования здравоохранения она также связала с финансовым кризисом. При этом Т.Мигаль подчеркнула, что с 2002-го до 2009 года расходы на здравоохранение в расчете на одного человека увеличивались. Так, в 2002 году они составляли 60 долларов, в 2005-м — 128, в 2007-м — 184,6 доллара.
Татьяна Мигаль также отметила, что бюджетом на 2010 год предусмотрено финансирование здравоохранения в расчете на одного человека в размере 202 долларов.
Как бы ни расходились приведенные цифры, они, по большому счету, мало что значат для обычных людей. Настораживает путаница чиновников и возникает вопрос — для чего она? Загрузив головы людей огромными цифрами, систему здравоохранения не улучшишь. Пока в Беларуси здравоохранение удовлетворяет либо тех, кто здоров, либо тех, кто лечится в привилегированных медучреждениях. Такая ситуация типична для многих стран, но это не означает, что заниматься реформами здравоохранения не стоит.
В сложившихся в настоящее время условиях, считает Геннадий Хулуп, необходимо разработать модель здравоохранения, в которой «взаимодействует государственное регулирование и частно-практическая деятельность». Как считает профессор, назрела необходимость в дальнейшей разработке и внедрении в систему здравоохранения экономических методов управления. Пока же, по его словам, сохраняется тенденция к «неоправданному наращиванию» численности медицинских кадров. Медленно внедряются стандарты качества в здравоохранении и столь же медленно движутся процессы реорганизации стационарной коечной сети.
Примерно на эти же недостатки указывает и опубликованный на этой неделе доклад «Беларусь: социальная защита и социальная интеграция», подготовленный по заказу Еврокомиссии. В нем отмечается, что в белорусской системе здравоохранения с начала переходного периода почти не было реформ: «Система осталась в основном в собственности и под контролем государства. Система здравоохранения охватывает всех граждан Беларуси независимо от их социального статуса, и степень ее коммерциализации остается крайне низкой даже по сравнению с образованием».
При этом как положительная тенденция отмечается, что в 2000 году способ финансирования системы здравоохранения был изменен: если ранее предусматривалось выделение средств в зависимости от количества коек и персонала, то сейчас финансирование осуществляется в зависимости от количества пациентов, которых обслуживает медицинское учреждение (в соответствии с установленными нормативами).
Что касается дефицита медицинских кадров и ресурсов вообще, авторы доклада отмечают, что решить эту проблему в ближайшем будущем будет невозможно без нахождения дополнительных источников финансирования или дальнейшего изменения системы финансирования.