Не торопите детей взрослеть
В Беларуси увеличивается число суицидов среди несовершеннолетних. Если в 2008 году было зарегистрировано 26 таких случаев, то в 2009-м уже 37, что составило соответственно 1,49 и 2,1 случая на 100 тыс. населения. Для сравнения — в 2007 году несовершеннолетними было совершено 22 самоубийства, в 2006 году — 14. Таким образом, число самоубийств среди детей за четыре года увеличилось более чем в 2,5 раза.
10 суицидов совершено в Минской области. В Витебской — 9, в Могилевской — 7, Гомельской — 5, Брестской — 3, городе Минске — 3. Не было случаев самоубийств среди несовершеннолетних в Гродненской области.
В 2009 году было зарегистрировано 425 попыток самоубийства, что составило 23,8 случая на 100 тыс. детского населения (в 2008 году — 524, что составило 28,6 случая).
Главный врач Городского клинического детского психоневрологического диспансера, главный внештатный детский психиатр Минска и Беларуси Вадим Кирилюк подчеркнул, что большинство детей, совершивших самоубийства, жили в социально-неблагополучных семьях и не состояли на психиатрическом учете. Большинство самоубийств среди несовершеннолетних совершается подростками от 14 до 18 лет.
По информации Всемирной организации здравоохранения, суициды входят в число пяти главных причин смерти в возрастной группе от 15 до 20 лет. По данным исследований ВОЗ, более половины подростков замечали, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве.
Основной причиной детских суицидов являются протестные реакции. 90% суицидальных попыток среди детей происходит не из желания умереть, а из желания отомстить, наказать, шантажировать родителей, педагогов, сверстников. У маленьких детей попытка покончить с собой может быть способом избежать наказания. Страх, что за какой-либо проступок ребенок может быть наказан, порой бывает гораздо сильнее, чем желание жить.
У подростков причиной самоубийства бывает чувство сверхценного стыда или страха. Например, девочка-подросток может решить покончить с собой из-за того, что она забеременела или заболела венерическим заболеванием.
Что можно противопоставить суицидальным настроениям? Вадим Кирилюк призвал родителей быть внимательными к психологическому состоянию своих детей. В частности он призвал обращать внимание на резкое изменение поведения и настроения ребенка. Также должны насторожить стремление ребенка большую часть времени проводить в одиночестве, значительное ухудшение успеваемости, агрессия, подавленное состояние.
Если психологическое состояние детей вызывает опасения у родителей, необходимо обращаться к специалистам. Если психолог, психотерапевт и психиатр далеко, можно придти, например, к школьному психологу. Действенным является обращение на телефоны доверия.
В Минске круглосуточные телефоны доверия для взрослых — 290-44-44, для детей — 315-00-00. К слову, в прошлом году было несколько случаев, когда дети звонили на телефонную линию в тяжелом настроении, когда были готовы совершить суицид, а поговорив со специалистом, останавливались. После приходили в Городской клинический детский психоневрологический диспансер, получали необходимую помощь. Медики надеются, что с ними и дальше все будет хорошо.
Вадим Кирилюк подчеркнул важность согласованной работы различных ведомств в профилактике самоубийств среди детей. Для этого в школах психологи и психотерапевты проводят лекции, среди педагогов организуют обучающие семинары. Он подчеркнул, что психиатрическая служба сотрудничает с МВД, республиканскими и международными организациями.
И все же никто так хорошо не знает детей, как их родители. В Беларуси оказание психиатрической помощи детям осложняется отказами от нее их родителей, подчеркнул В.Кирилюк. Соответственно белорусскому законодательству, психиатрическая помощь детям может оказываться только с согласия родителей, а с 14 лет и с согласия самого ребенка. Исключение составляют отдельные случаи, оговоренные в законодательстве, среди которых — суицидальные намерения, представление опасности для окружающих и другое.
Чтобы дети сохраняли здоровье, В.Кирилюк порекомендовал не перегружать их. Он высказал мнение, что чрезмерные умственные и физические нагрузки в дошкольном и школьном возрасте негативно влияют на здоровье ребенка: «Не стоит отдавать ребенка чуть ли не с трех лет в несколько кружков, в том числе английского языка. Ребенка не следует торопить с развитием, а следует подходить к этому процессу разумно».