Метадоновая терапия расширяет географию
Историческая справка
Историческая справка
В 1926 году в Великобритании врачам общей практики разрешили прописывать морфин и героин наркозависимым. Из клинической практики было известно, что есть пациенты, способные вести нормальный образ жизни при приеме постоянных доз наркотика. В СССР в 20-х годах прошлого века наркозависимые прикреплялись к аптекам для получения инъекционных опиатов по рецепту врача. В 1963 году американские врачи В.Доул и М.Нисвандер впервые применили для поддерживающей терапии метадон. Расширение программ заместительной терапии началось вместе с ростом эпидемии ВИЧ-инфекции с начала 90-х годов.
Как рассказал «Белорусским новостям» старший советник по ВИЧ/СПИД группы управления грантами Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Беларуси Олег Дубовик, уже в марте предполагается начать метадоновую терапию в Солигорске.
«Открытие новых пунктов заместительной терапии метадоном в Светлогорске, Солигорске и Минске станет одним из важных событий, знаменующих начало реализации гранта Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией «Обеспечение всеобщего доступа ключевых пострадавших групп населения Беларуси к профилактике, лечению и уходу в связи с ВИЧ», — подчеркнул Олег Дубовик.
Теперь количество наркозависимых в Беларуси, получающих терапию метадоном, составляет 187 человек. В конце года их будет около пяти сотен.
Пилотный проект по внедрению заместительной терапии метадоном был реализован в Гомельском наркологическом диспансере в 2007 году. Второй пункт выдачи метадона начал работать в июле 2009 года в Минском наркологическом диспансере.
Заместительная терапия — это компонент проекта Программы развития ООН «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь», осуществляемого в сотрудничестве с Министерством здравоохранения. Проект финансируется Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Грант фонда выделен на период с 1 января 2010 по 31 декабря 2014 в размере 23,825 млн. евро.
Как отмечает бюллетень «СПИД и туберкулез» за январь 2010 года, наркотическая зависимость — тяжелое хроническое заболевание: «Наиболее опасная форма употребления психоактивных веществ — внутривенное введение опиоидных препаратов, таких как героин и препараты кустарного изготовления из снотворного мака. При формировании опиоидной зависимости происходит стойкое, часто необратимое изменение нейрохимических процессов в головном мозге. Для наркозависимого прием опиоидов такая же биологическая потребность, как прием пищи и воды».
Лица, страдающие наркотической зависимостью, быстро теряют социальные связи, работу и, как следствие, не имеют материальных средств. Непреодолимая тяга к употреблению наркотических веществ закономерно приводит к совершению преступлений (чаще всего это кражи, вовлечение в торговлю наркотиками). Эмоциональная неустойчивость и материальные проблемы нередко приводят наркозависимых к самоубийствам, отмечает бюллетень.
Среди множества способов лечения опиоидной зависимости есть и методы, направленные на полное воздержание от наркотика, и методы, направленные на снижение вреда от его употребления. Для большинства больных полный отказ от употребления наркотиков является недостижимой целью: «Успех методов лечения, ориентированных на полный отказ от наркотика, не превышает 1-3%. С учетом имеющегося опыта лечения наркотической зависимости в большинстве европейских стран, США, а также в некоторых странах Азии (например, в Китае и Иране) был внедрен метод помощи, предусматривающий перевод больных на менее опасный способ употребления — заместительная терапия».
Наиболее часто для заместительной терапии используют метадон и бупренорфин. При проведении заместительной терапии пациенту подбирают дозу, при приеме которой он чувствует себя комфортно. При постоянном приеме метадона внутрь его концентрация в крови стабильна, и, таким образом, пациент не испытывает ни эйфории, ни ломки. В отличие от других методов лечения, заместительная терапия оказывает положительный эффект в 60-70% случаев, отмечают специалисты.
Возможно постепенное снижение дозы метадона с перспективой полного отказа от его употребления. Ценность заместительной терапии состоит в предоставлении наркозависимым людям возможности упорядочить свою жизнь, получить работу, прекратить контакты с криминальной средой и конфликты с правоохранительными органами.
Олег Дубовик отметил, что проект заместительного лечения дает возможность формирования приверженности к терапии ВИЧ-инфекции, туберкулеза, доступности психотерапевтического лечения, отказа пациентов от «уличных» наркотиков, улучшения их физического и душевного здоровья. Улучшается и социальный статус людей, принимающих метадон в качестве альтернативы другим наркотикам. Например, за год были трудоустроены 24 клиента программы.