Беларуси нужна действенная система паллиативной помощи
Лауреатом премии «За духовное возрождение» 2009 года стал коллектив больницы паллиативного ухода «Хоспис» за подвижническую деятельность по оказанию помощи тяжелобольным пациентам. Возможно, внимание властей к проблеме ухода за тяжелобольными людьми даст импульс к развитию паллиативной помощи в Беларуси.
Премия «За духовное возрождение» учреждена в 1997 году. Ее размер в 2006 году был увеличен со 100 до 350 базовых величин, что составляет сейчас 12 млн. 250 тыс. рублей (4,6 тыс. долларов).
Взрослый «Хоспис» — это государственное учреждение, созданное решением Мингорисполкома от 18 августа 2005 года для оказания паллиативной помощи преимущественно онкологическим больным минчанам в терминальной стадии заболевания. Здесь есть стационар на 28 коек и отделение дневного пребывания на 20 мест. Работает также выездная служба, в состав которой входят врач-терапевт и девять медицинских сестер.
По расчетам Всемирной организации здравоохранения, на миллион жителей должно быть 50 паллиативных коек. «Если в Минске два миллиона жителей, то у нас должно быть порядка ста паллиативных коек. Конечно, это можно открыть и ввести, но опять-таки, пока нет концепции организации, пока общество само не примет решение и не расставит приоритеты — что важно и в каком объеме — мы можем только сидеть и рассуждать», — сказала главный врач больницы паллиативного ухода Ольга Мычко в эфире СТВ.
В Минске состоит на учете порядка 35 тысяч онкологических больных, из которых 1800 имеют терминальную стадию заболевания и нуждаются в паллиативной помощи. При этом речь не идет о том, что всех необходимо положить в специальное отделение умирать. Людям необходимо помочь, а родственников поддержать. Пока же раковый умирающий больной в доме — это проблема выживания для всей семьи. Не редкость, что когда тяжело болеет муж, жена вынуждена оставить работу, потому что сиделка обходится очень дорого — 5-7 тысяч рублей в час. В результате семья оказывается почти без средств к существованию. Добавьте к этому моральные страдания, и станет очевидно, что большинству семей, где есть умирающие люди, нужна поддержка извне.
Однако в неразвитости системы паллиативной помощи в Беларуси и кроется проблема. В Минске, кроме хосписа, взрослым оказывает паллиативную помощь Центр паллиативной помощи и организации сестринского дела при 5-й городской клинической больнице. В Беларуси работают Слонимский, Гродненский, Гомельский и Могилевский хосписы. В большинстве областных больниц созданы паллиативные койки.
К слову, еще в 2007 году областным администрациям было дано поручение открыть на своей территории хосписы.
Первым в Беларуси хосписом стал Белорусский детский хоспис, работающий как общественная организация с 1994 года. Его директор Анна Горчакова стояла у истоков хосписного движения в нашей стране, когда по инициативе Республиканского центра детской онкологии и гематологии с целью оказания комплексной помощи безнадежно больным детям, выписанным из больниц для осуществления ухода за ними на дому, был создан первый в стране детский хоспис.
Анна Горчакова уверена — в Беларуси не стоит стремиться к большому количеству хосписов, а необходимо создавать действенную систему паллиативной помощи, в которой бы работали государственные и общественные организации. Люди в таком случае будут сами или с помощью родственников решать, как и где прожить свои последние дни. В хосписе придерживаются позиции, что выбор должен быть за детьми и их родителями, но для этого им необходимо дать информацию, которую они будут в состоянии понять и в то время, когда они в состоянии ее принять.
Ольга Мычко, в свою очередь, подчеркнула, что сегодня еще, к сожалению, не определена концепция организации паллиативной помощи и того объема, в котором эта помощь должна оказываться в нашей стране.
«Поэтому мне кажется, что то, что сегодня происходит, то, что сегодня есть — это только начало большого движения, большого процесса именно за качество жизни, за качество жизни наших пациентов. И, возможно, первая проба пера — именно оказание помощи онкологическим больным», — сказала она.