"За нее просили полторы тысячи долларов". Супруги купили столетнюю хату и сделали из нее стильный дом
Татьяна и Дмитрий Щеголевы в деревне на краю Налибокской пущи обосновались семь лет назад. Все начиналось с покупки дома — чтобы можно было выезжать на выходные. Место им так понравилось, что теперь они живут здесь постоянно и развивают свою агроусадьбу. Недавно они закончили строить дом-корчму, основой для которого стала столетняя хата, которую они перевезли из соседнего села. Заехали к ним в гости оценить результаты реконструкции.
Домик на Ислочи
Татьяна и Дмитрий семь лет назад и не думали, что когда-нибудь станут деревенскими жителями. А началось все с покупки домика в 70 километрах от Минска - чтобы выезжать по выходным на природу. Но супруги влюбились в это место - Налибокская пуща начинается сразу за деревней, а буквально за забором протекает быстроводная Ислочь.
В прошлом году началась новая стройка — на месте еще одного сарая над погребом супруги задумали дом-корчму. Он задумывался как место для ночевки гостей и обеденная зона агроусадьбы.
- Нам как раз строители доделали пристройку к нашему дому — у нас родился еще один ребенок, пора было расширить жилплощадь, - рассказывает Татьяна. - Ее собрали из сруба, который строители разобрали и перевезли из другой деревни. Имея такой опыт, решили и для дома-корчмы подыскать старую хату.
Дом за полторы тысячи долларов
Такую нашли за Воложином, в 40 километрах. В ней уже давно никто не жил, состояние было не самое лучшее, но выглядела привлекательно — просторная, с высокими потолками, из тесанных бревен. Денег за нее хозяева просили по местным меркам немало — полторы тысячи долларов. Поторговавшись, хату все же купили.
- Наши строители сначала пронумеровали каждый венец (цифры и буквы можно видеть и сейчас с внешней стороны стен), - рассказывают супруги, - Потом разобрали, погрузили на платформу и перевезли в Белокорец. Дом, кстати, оказался старше 100 лет - при разборке мы нашли монету 1879 года.
Выглядит процедура довольно просто, но есть нюансы. Так, чтобы собрать детали обратно в сруб, нужно было торопиться — долго в разобранном состоянии бревнам лежать нельзя, иначе их может «повести» и потом сложить их будет проблематично. Следовательно, к моменту доставки пронумерованных бревен на участке должен уже стоять фундамент.
Строители об этом владельцев предупредили, поэтому к моменту сборки старый сарайчик над погребом снесли, под размер сруба залили фундамент. Нижние венцы столетней хаты сгнили, поэтому их просто убрали, а вместо них выложили ряд из блоков. Ни снаружи, ни внутри их не видно, а дом не потерял в высоте.
Стены довольно быстро собрали, сделали новую стропильную систему и накрыли металлопрофилем. В таком виде дом и встретил зиму.
- Стоимость разборки, перевозки и сборка обошлась в 5 тысяч долларов, - говорит Татьяна. - Нам потом сказали, что мы переплатили, можно было договориться и гораздо дешевле. Но такие уж мы люди, не умеем торговаться. Да и что уж тут жалеть?
Дом-корчма
Весной начали отделку. Работы велись не самыми быстрыми темпами, но уже к осени можно было размещать гостей.
Дмитрий за время жизни в деревне научился многому: плитку класть, красить, шлифовать, шпаклевать, делать мебель. Поэтому строители привлекались на такие тяжелые работы, на которых сильно не сэкономишь, если будешь заниматься самостоятельно.
- Под всей площадью дома решили сделать бетонную стяжку, - рассказывает он. - Я ее сам хотел сделать — выставил по уровню маяки, начал искать бетон. Хорошо, что знакомый подсказал ребят воложинских, которые стяжками занимаются и берут 6 рублей за «квадрат». Мы сели, посчитали и стало понятно, что я сэкономлю всего сотню долларов, если сам этим буду заниматься. А бригада за день управилась, сделала ровную стяжку, готовую к укладке плитки.
Плитку, правда, Дмитрий укладывал сам, но здесь и экономия на услугах плиточника существенная -800 долларов.
Под одной крышей с домом находится и большая терраса, задуманная как летняя столовая для гостей. И скажу вам по секрету: многие приезжают в усадьбу вовсе не потому, что так любят байдарки — здесь еще и отобедать можно по-королевски.
Так как по новому проекту в доме появились спальные места на мансарде и второй свет над гостевой комнатой, то скаты крыши утеплили. Изнутри они зашиты имитацией бруса.
Раньше стены штукатурили смесью конского навоза соломы и глины - это и тепло позволяло сохранять, и стены были ровнее. После разборки-сборки сруба бревнапришлось зачищать от остатков такой отделки. После шлифовки дерево покрыли бесцветной пропиткой. Однако так не везде получилось сделать - в некоторых местах под окнами бревна подгнили и выглядели не очень привлекательно. Поэтому две стены зашили гипсокартоном и покрасили в нейтральный белый цвет.
Родные окна использовать было уже невозможно — сгнили рамы. Поэтому в доме стоят пластиковые, с современными теплыми стеклопакетами. Но они максимально близко похожи на старые — с двумя створками, распахивающимися наружу, с двухсторонней ламинацией профиля под дерево.
- Мы долго искали производителя, который бы сделал такие как нам нужно — многие отказывались или не понимали, что мы от них хотим, - рассказывает хозяйка. - Можно было сделать как у всех — поставить глухой стеклопакет в белом пластике. Как по мне, это выглядит не совсем уместно в деревянном доме. Знаю, что не все так считают, а деревенским людямвосторги городских сельским колоритом и вовсе не понятны. Ониискренне удивляются, почему мы не используем, например, ламинат или сайдинг.
Идеи для интерьера
В первой части дома находятся большая прихожая комната с небольшой кухней и санузлом. Отсюда можно попасть на этаж-антресоль с тремя спальными местами.
Попадая в дом, гости первое время обязательно «залипают» у печи-камина. Она предназначена для быстрого разогрева домика - «жарит» она сразу после растопки.
- Сложил нам ее наш знакомый печник Михаил, из Ракова, - рассказывает Татьяна. - Классическая печь заняла бы в два раза больше места, но я на фото увидела эту, меньших размеров. И он такой мастер, что без чертежей и схем, только по одной картинке сложил эту печь.
Нагревается она медленно, но потом и остывает долго, тем самым поддерживая комфортную температуру в доме. Сколько сегодня стоит сложить такую печь с лежанкой? Дмитрий говорит, что обошлась она примерно в тысячу долларов — за работу и материалы.
Многие материалы для ремонта супруги не покупали - использовали по второму кругу старые или то, что было под рукой. Поэтому в интерьере много деталей и вещей с историей.
— Например, старую дранку, которая раньше лежала на крыше дома, Дима отшлифовал и ею задекорировали стены в санузле, - рассказывает Татьяна.
Стенку душевой обшили старыми досками, из которых раньше был сделан пирс к реке. За годы под солнцем и дождем они посерели, потрескались, открылась структура древесины - выглядит зашивка из них очень круто, натурально.
В хозяйстве было много старых плетеных корзин, остававшихся от прошлых владельцев. Татьяна и им придумала применение — после небольшой «доработки»супругом они служат светильниками. Старые ложки и вилки теперь украшают карниз. В большой комнате с печью карнизами стали старые кочерги, ухваты.
Спальня под крышей небольшая. Высота потолка здесь всего полтора метра, поэтому это пространство больше всего любят дети. Чтобы никто не выпал с этой антресоли, Дмитрий сделал перегородку из березовых толстых веток.
- Заехали в заказник, отобрали сколько нам надо, а работники спрашивают, зачем вам этот мусор? - смеется Татьяна. - Люди явно не поняли нашей задумки. В итоге оформили нам «товар» за символические 10 рублей.
В доме отрытая ретро-проводка с соответствующими стилю розетками и выключателями. В пространстве комнат с деревянными стенами они выглядят стильно. Дмитрий поделился лайфхаком, как дешевле такую сделать.
- Провода в оплетке для открытой проводки стоят везде примерно одинаково, - говорит он. - Но провода крепятся к стенам через изоляторы - фарфоровые или пластиковые. Визуально их не отличишь, свойства одинаковые, но по стоимости они отличаются в разы. Например, 10 штук фарфоровых стоят около 20 рублей, пластиковых — около 70 копеек за столько же. Тоже самое с распаечными коробками, розетками и выключателями. Я, например, покупал все это в «Светоприборе», у минского производителя. На этом получилось неплохо сэкономить.
Если говорить об общей стоимости реконструкции сруба с учетом его перевозки, то затея выходит не такой уж и дешевой. Дмитрий говорит, что это вполне сопоставимо по цене со строительством нового каркасного дома. Но реконструкция старой хаты была в удовольствие — в ней можно было воплощать любые идеи.
Читайте также:
Крепкие хаты у леса до 10 тысяч долларов под дачу для минчан. Вот какие мы нашли
Владелец, похоже, инженер. В 10 км от Минска продается новый дом, в котором продумано все до мелочей
От дач до крутых коттеджей. Рассказываем о домах и людях, которые нас удивили в 2022 году
Похоже, мы нашли самую дорогую дачу в Беларуси. Она стоит почти миллион долларов
Домик в деревне в часе от Минска: свежий стильный ремонт, камин на дровах, все удобства, недорого