Семья минчан поселилась в СТ под Минском: построили классный дом, отапливаются тепловым насосом. Заглянули к ним в гости
Герои этого материала — Кирилл, Наталья и их дети, - живут в садовом товариществе уже три года. И если не обращать внимание на некоторые нюансы проживания на даче, то в остальном их все устраивает. А почему бы и нет — дом у них большой и красивый, место на горке, с которой открывается живописный лес и окрестности, до Минска ехать 20 минут. А еще он энергоэффективный, оснащенный по последнему слову инженерной мысли, что позволяет им существенно экономить на отоплении электричеством.
Дом для жизни на даче
Кирилл и Наталья минчане. Когда появились дети, квартиры стало не хватать. Расширять жилплощадь решили за городом. Покупка участка возле Минска ударила бы по карману, поэтому вспомнили про бабушкину дачу возле Прилеп. Кирилл говорит, что строений на дачном участке никогда не было. Он квадратный, находится на высоком месте, поэтому нет ощущения тесноты и скученности дачной застройки.
Из коммуникаций на тот момент было доступно только электричество, соответственно, нужно было сразу решить не только как будет выглядеть будущий дом, но и как его сделать максимально энергосберегающим, так как отапливать его предстояло электричеством по дорогому дачному тарифу (23 копейки за кВт*ч).
- Стал изучать тему и пришел к выводу, что каркасник будет наилучшим вариантом, - говорит Кирилл. - По специальности я архитектор, поэтому спроектировал дом сам. Второй вопрос — как отапливать его электричеством в СТ с наименьшими затратами. И здесь безальтернативно победил тепловой насос (ТН) — по сравнению с электрокотлом он как минимум в три-четыре раза эффективнее. То есть с одного киловатта электроэнергии можно получить 3-4 киловатта тепловой. В условиях СТ он хорош еще и тем, что ему не нужно большой мощности электросети, как для электрокотла.
Тогда в тренде были ТН «вода-вода», которые сами по себе стоили порядочно, плюс для них требуются скважины, которые тянут дополнительные расходы в 2-3 тысячи долларов.
Газ, который позже все же появился в СТ, обошелся бы недешево. Кирилл подсчитал, что за прокладку трубы, проекты, участие в газовом кооперативе, сам газовый котел и его обвязку пришлось бы заплатить в районе 6-7 тысяч долларов. ТН же стоил 6,7 тысяч евро, две скважины — еще около 3 тысяч. Насос «воздух-вода» обошелся бы в два раза дешевле.
- Разница существенная, и сейчас иногда думаешь, что если бы тогда сэкономил 4 тысячи, можно сегодня было бы и тротуарную плитку положить, - говорит Кирилл. -Альтернатива в виде ТН «воздух-вода» тогда не рассматривалась, так как бытовало мнение, что они не подходят под наш климат, что зимой у них низкий КПД. Сейчас, конечно, понятно, что эти опасения напрасны — работают они и при минус 25 градусов. Да, не так эффективно в плане превращения электроэнергии в тепло, но сколько длится период с сильными морозами? Всего неделю-две.
Процесс пошел
Итак, проект готов, с концепцией и оборудованием определились и стройка закипела.
Стройка дома началась с устройства инженерных сетей. Первым делом сделали скважину на воду.Бурили мощной современной буровой установкой на гусеничном ходу — 65 метров за 8 часов. Скважины для теплового насоса бурили уже советской установкой на базе ЗИЛа — на две скважины по 80 метровушло целых две недели. Сразу же выкопали и установили локальную канализацию.
Фундамент из-за перепада высот на участке имеет сложную конструкцию - свайно-ростверковый с утепленной монолитной питой.
Дальше пришла очередь каркаса. Для стен использовалась древесина техсушки. А вот перекрытия и крыша собраны из двутавровых балок. Это позволило сделать утепление скатов кровли толщиной 400 мм и бетонную стяжку с теплыми полами на втором этаже.
Стоит отметить, что в этом доме нет дешевых решений, которые встречаются в летних дачных домиках.
Так, толщина утепления в стенах 250 мм, снаружи стены закрывает деревянный вентфасад, выкрашенный в черный цвет с былыми вставками. От проникновения внутрь стен грызунов и насекомых используется два решения — снизу доступ под фасад закрывает металлическая сетка, под обшивкой — москитная сетка.
Изнутри каркас закрывает пароизоляция в виде плотной полиэтиленовой пленки.
- Финны уже 70 лет им пользуются, и никто не говорит, что «вы дураки, это же для теплиц», - объясняет Кирилл. - Первичный полиэтилен, стабилизированный, с ним ничего не случится многие годы. В отличие от рулонной пароизоляции, с полиэтиленом меньший расход специального дорогого скотча за счет уменьшения количества стыков (полотно можно монтировать на всю высоту и длину стены цельным слоем).
Замечаем, что каждая скоба, которыми крепится пленка к каркасу, проклеена скотчем. Все это в угоду герметичности и энергоэффективности.
- В Европе и Америке каркасные дома обязательно проверяются на герметичность специальным тестом Blower Door Test («Аэродверь»)два раза, - говорит Кирилл. - Первый — на этапе до монтажа гипсокартона, что бы выявитьнедочеты, дырки в пароизоляции, непроклеенные стыки. Второй тест делают перед чистовой отделкой - позволяет проверить смежных специалистов по электрике, вентиляции и канализации. Они часто выполняют свою часть работы дырявя пароизоляцию, что в дальнейшем может критично сказаться на эксплуатационных качествах дома.
Стоит отметить, что свой дом Кирилл строил со своим другом. Набивать руку он решил на своем доме, а не экспериментировать и учиться за чужие деньги. В дальнейшем ребята организовали стройфирму и теперь строят каркасные дома другим людям со знанием технологии и всех нюансов каркасного домостроения.
- На последних трех домах, которые мы построили в Литве, показатель равнялся 0,18, - говорит он. - Для класса энергоэффективности А+ достаточно 0,6. У нас в стране лучший результат, который я знаю — всего 1,5.
Внутри каркас обшит гипсокартоном в два слоя. Двухслойность зашивки придает жесткости, стены получаются идеально ровные, не трещат, плюс это дополнительная огнезащита.
Кухня рядом, в отдельном «кармане». Кажется, что она небольшая, но на деле очень удобна и функциональна. С одной стороны мы видим рабочую поверхность с варочной панелью и мойкой, над ними полоска окна, из которого можно наблюдать участок. Фартук и столешница для рабочей зоны кухни сделаны из крупноформатной керамогранитной плитки. С другой стороны — шкафы до потолка со встроенной бытовой техникой. Главная же фишка кухни — за одной из панелей скрывается довольно просторная кладовка.
Системы в действии
Топочная кому-то покажется техническим отсеком орбитальной станции — трубы, насосы, баки, индикаторы. Разбираемся, что есть что. Большой белый «холодильник» - это тепловой насос Nibe мощностью 8 кВт. Чуть в стороне — аккумулирующая емкость. С другой стороны — обвязка скважины. Она сделана нестандартно - нет кессона, гидробака. Все это хозяйство заменяет частотный преобразователь, который плавно запускает насос в скважине, как только открывается кран. Кирилл говорит, что это очень удобное и надежное устройство.
Внимание привлек большой металлический ящик с отходящими от него трубами. Это приточно-вытяжная вентиляция с рекуперацией, компании «Комфовент». Без нее в практически герметичном доме жить было бы невозможно. Кирилл говорит, что модель подбиралась по точным расчетам — по объему воздуха, количеству проживающих и так далее.
От установки, которая находится в топочной, по всем помещениям расходятся металлические вентканалы. Часть из них работает как вытяжка и удаляет отработанный воздух. Другие подают свежий воздух с улицы. В системе стоит рекуператор. По сути, это теплообменник, в котором встречаются (но не смешиваются) теплый отработанный и более холодный уличный. Вся прелесть устройства раскрывается в холодную пору года, когда теплый воздух не просто вылетает в трубу, а нагревает собой свежий.
Летом вентустановка практически не работает — нет смысла, когда окна открыты на проветривание.
- Рекуператор обогревает входящий воздух с улицы выходящим из дома, но если за бортом минус 20, а в доме плюс 24, то рекуперацией он прогревается всего до плюс 9−12 градусов при условии, что вентиляция включена в максимальном режиме, - объясняет Кирилл. - Впускать воздух с такой температурой не комфортно, поэтому в систему встроен килловатный тен, который догревает входящий воздух.
Теперь за ее работу отвечает автоматика. Зимой она потребляет примерно 280 кВт в месяц.
Сколько же потребляет дом в зимние месяцы, когда работают и ТН, и вентустановка?
- Зимой, в самый холодный месяц выходит 1400-1600 кВт (322-368 рублей), - говорит Кирилл. - При этом на ТН, который отвечает за отопление и ГВС, приходится примерно 500 кВт энергопотребления, остальное это освещение, бытовая техника, вентиляция, насосы.
Владелец рассчитывает сократить расходы, утеплив фундамент — примерно на 200-300 кВт.
- Мои знакомые, которые тоже живут в СТ, но топятся газом и электрокотлами, в большинстве случаев тратят больше, чем я. При этом комфорт использования у меня максимальный: в котельную я заглядываю лишь изредка — все этим хозяйством можно управлять с телефона, лежа на диване.
Вопрос с нестабильным напряжением в электросети и отключением электроэнергии в СТ Кирилл решил просто - установил рядом с домом мощный генератор на 6 кВт, планирует купить стабилизатор.
О стоимости дома Кирилл говорит, что его выбор каркасного дома был продиктовал вовсе не из соображений экономии на строительстве.
- Суть каркасника — это не "дешево и быстро". Каркасный дом построить сложнее, чем любой другой, потому что это технологически-сложное сооружение, конструкции содержат большое количество слоев, которые нужно выполнять с надлежащим качеством. По стоимости каркас может выйти дороже каменного здания. Но главное в каркасном доме — энергоэффективность. В сочетании с современными отопительными системами он позволяет неплохо экономить в процессе эксплуатации, а это в условиях дачных тарифов очень важно.
Обсуждайте эту статью в нашем телеграм-канале!
Читайте также:
Не хоромы, но жить можно. Какие дачи под Минском можно купить до 6 тысяч долларов