Это вообще законно? Разбираемся, что такое офшор, чем он мил бизнесу и кто в них засветился в последнее время
Комитет госконтроля, рассказывая о самом резонансном деле этого лета - деле Белгазпромбанка - заявил, что подозреваемые открывали юридические лица в офшорах и сопровождали их деятельность. TUT.BY рассказывает, что такое офшоры, почему они так популярны и насколько это вообще законно.
Что такое офшор?
Офшорная компания — компания, созданная в государстве с особыми условиями ведения бизнеса, где обычно действует льготный налоговый режим и не предусматривается раскрытие информации. Но часто с офшорами смешивают низконалоговые юрисдикции, по своей сути близкие к офшорам, но формально таковыми не являющиеся. Например, Кипр, Великобритания, Гонконг.
И зачем бизнесмены создают компании в офшорах? Вроде, дома проще…
— Использование низконалоговых юрисдикций — обычная мировая практика ведения бизнеса. Такие компании регистрируются для содействия международным торговым операциям, позволяя легально сократить налогообложение и объем финансовой отчетности.
Иностранные компании также иногда могут выступать в качестве холдинговых (головных) структур в группе компаний, принадлежащих группе лиц, что позволяет создать единый центр управления и прибыли, — рассказывает старший юрист Borovtsov & Salei Николай Артемьев.
Спрос на низконалоговые юрисдикции или офшорные зоны также обусловлен более гибким и понятным корпоративным законодательством, основанном на англосаксонском праве, что позволяет партнерам по бизнесу урегулировать все вопросы в соглашении, а также проще привлечь финансирование.
А это вообще законно для белорусских компаний?
Законодательство Беларуси не запрещает создавать компании в низконалоговых юрисдикциях, в том числе в офшорных зонах.
Указом президента от 25 мая 2006 года № 353 «Об утверждении перечня оффшорных зон» определен конкретный список офшорных зон. К ним согласно указу относятся Британские Виргинские Острова, Штат Делавэр (США), Гибралтар и прочие. С полным перечнем офшорных зон можно ознакомиться здесь.
То есть законодательство признает законность офшоров, вводя при этом дополнительные требования.
А может, бизнес просто хочет налоги не платить?
Регистрация компании в низконалоговой юрисдикции не означает полное исключение уплаты налогов. Налоги уплачиваются с учетом требований законодательства страны учреждения офшора и белорусского законодательства, рассказывает Николай Артемьев.
Кроме того, во внимание принимаются правила международных соглашений об избежании двойного налогообложения, которые Беларусь подписала с более чем 70 странами. С перечнем соглашений об избежании двойного налогообложения можно ознакомиться тут.
И что, каждый может создать офшорную компанию?
Да, зарегистрировать компанию в офшорной зоне может любое физическое или юридическое лицо Беларуси. Но при регистрации офшора необходимо соблюсти ряд требований, предусмотренных белорусским законодательством при создании юридического лица за рубежом, напоминает старший юрист Borovtsov & Salei. Такие правила одинаковы для создания любых зарубежных компаний, как относящихся к офшорам, так и нет.
А что для этого надо?
Надо получение разрешения Нацбанка. Если учредителем выступает физическое лицо — резидент Беларуси, то ему необходимо получить разрешение Нацбанка Беларуси на внесение денежного вклада в уставный капитал вновь создаваемой компании или приобретение доли (акций) в уже действующей компании.
Если учредителем компании выступает юрлицо, то вместо разрешения Нацбанка такая операция регистрируется в обслуживающем банке юридического лица, что в некоторой степени упрощает процедуру открытия компании или покупки доли (акций).
При внесении неденежного вклада в уставный капитал иностранной компании разрешение Нацбанка или регистрация валютной операции в обслуживающем банке не требуется.
После регистрации иностранной компании или приобретения доли в уже действующей иностранной компании учредителю (как физическому, так и юридическому лицу) необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 10 рабочих дней.
После выполнения указанных требований иностранная компания вправе осуществлять операционную деятельность, проводить платежи и денежные переводы.
Еще часто говорят про счета в иностранных банках. А это законно?
Открывать счета в банках-нерезидентах граждане Беларуси в настоящее время могут без ограничений. Юридическим лицам до открытия счета необходимо получить разрешение Нацбанка. Николай Артемьев отмечает, что проект Закона о внесении изменений в законодательство о валютном контроле предполагает снять такие ограничения и для компаний.
И что, всё можно, и государство ничего не контролирует?
Государство осуществляет контроль за офшорами и за деньгами, уходящими в такие юрисдикции.
В частности, в Беларуси уплачивается офшорный сбор в размере 15%. Например, если белорусская компания отправляет дивиденды или оплату по договору в адрес своей материнской компании, зарегистрированной в офшорной зоне, или на счет, открытый в офшорной зоне, то белорусская компания обязана уплачивать оффшорный сбор в размере 15%.
Но есть и исключения. Например, компании-резиденты Парка высоких технологий, Индустриального парка «Великий камень» в некоторых случаях освобождаются от уплаты офшорного сбора.
Контроль по уплате офшорного сбора возложен на банки. То есть белорусский банк осуществляет перевод денежных средств в пользу офшорной компании, при обязательности уплаты офшорного сбора, только после его уплаты резидентом Беларуси. За невыполнение указанного требования на банк возлагается административная ответственность — штраф.
Выходит, любые средства можно взять и перевести за границу, всего лишь уплатив сбор? И не кто не спросит — откуда деньги?
Нет, конечно, происхождение денег должно быль легальным. Беларусь, как и большинство стран, обеспечивает соблюдение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступных путем.
Информация о подозрительных финансовых операциях, суммы которых превышают 500 базовых величин для физических лиц (примерно 5,5 тысяч долларов), 1000 базовых величин (примерно 11,5 тысяч долларов) для субъектов хозяйствования и имеют отношение к офшорным зонам или юрисдикциям, которые не выполняют рекомендации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) полежат контролю путем направления сообщений в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля.
При этом под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления, в том числе открытие банковского счета, разовые платежи, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств.
Перечень государств и территорий, которые не выполняют рекомендации ФАТФ, определяется Комитетом госконтроля с учетом документов ФАТФ. Перечень публикуют на официальном сайте КГК.
Аналогично действуют и другие страны. ЕС, к примеру, в прошлом году расширил черный список офшоров в три раза. Перечень государств, которые, по мнению Брюсселя, прилагают недостаточно усилий для борьбы с отмыванием денег, вырос с 5 до 15. (Американское Самоа, Гуам, Самоа, Тринидад и Тобаго, Американские Виргинские Острова, Аруба, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Фиджи, Маршалловы Острова, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Вануату, Доминиканская Республика).
А в Беларуси офшоры популярны?
Через офшорные компании в Беларуси традиционно приходит большой объем инвестиций, о чем регулярно отчитывается Белстат.
К примеру, офшорные компании значатся среди учредителей БНБК, названной президентом в тройке «проектов будущего». Государству в БНБК принадлежит всего лишь блокпакет акций, 25%. Остальных акционеров называют по данным на 2018 год. Это китайский СITIC International Investments, генподрядчик (20%), COFCO Corporation, генпроектировщик (9%), а также ряд эмиратских и шотландских компаний. Ключевым собственником шотландских офшоров числился племянник получившего политическое убежище в Беларуси экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева Асылбек Салиев.
Также через офшорные компании работает и Михаил Гуцериев, и крупнейшие застройщики страны.
А можно еще раз то же самое, но кратко?
С точки зрения белорусского законодательства создание и осуществление деятельности с использованием офшорных структур и использование их благоприятного режима является законным и не влечет каких-либо мер ответственности в отношении учредителей таких структур.
При этом государство осуществляет объективно обусловленный контроль за деятельностью с использованием офшоров, через установление дополнительных требований, направленных на снижение рисков нарушения законодательства в области налогообложения, а также легализации «отмывания» доходов.
«Теперь понятно» — проект TUT.BY об экономике для самого широкого круга читателей. Сложные цифры? Запутанные объяснения? Читайте, и все будет понятно!