Спасут ли депрессивные регионы Беларуси университеты и частный бизнес?
Через 10 лет 90% населения Беларуси будет жить в городах. Это значит, что регионы, уже сегодня испытывающие социально-экономические трудности, продолжат загибаться. Переломить тенденцию способна новая региональная политика, стимулирование развития малого бизнеса и перенос организаций, выступающих центрами притяжения молодежи, считают экономисты.
Районы беднеют, и люди из них уезжают за лучшей долей
В 2019 году правительство взялось за работу по улучшению социально-экономической ситуации в депрессивных регионах. Для этого в постановлении Совмина прописали реализацию сотен проектов, в том числе инфраструктурных и инвестиционных. Количество отстающих по социально-экономическому развитию регионов в Беларуси планировалось сократить до 20 на протяжении 2019−2020 годов. В 2019 году таковым считался 31 район с общим населением 595 тысяч человек. Это четверть всех районов страны. В этих регионах нет крупного производства, государственные промышленные предприятия во многих из них прекратили работать. В результате местная экономика фактически держится на дотациях, малом бизнесе и сельском хозяйстве, а население активно уезжает в крупные города или за границу.
В сельской местности Беларуси проживает только пятая часть населения. С учетом естественного сокращения населения более чем на 2% в год и внутренней миграции, уже к 2030 году в городах будет жить 90% населения. Это при том, что по уровню урбанизации страна уже в числе лидеров среди европейских государств, а в Восточной Европе вообще занимает первое место. И если в ЕС тенденции меняются, и жить за городом становится более приемлемым и даже считается престижным, то в Беларуси эта мода затронула только районы, прилегающие к столице.
— Страна, где хочется жить и работать, превращается в город, где хочется жить и работать, — так очертил проблему директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик во время дискуссии по развитию регионов проекта «Открытый диалог».
Главной причиной внутренней миграции выступает уровень доходов. По расчетам ИПМ, только в Минском районе заплаты составляют 80−90% от столичных, в Солигорском районе — 90% и выше. Еще в 9 районах 70−80%, и в 14 районах — 60−70%. По всей остальной стране они не превышают 60% от зарплат в столице. При том, что 15 лет назад такой разрыв с Минском был лишь в 15 районах.
— В рамках имеющейся структуры экономики и процессов, которые происходят у нас и в мире, это объективно. Люди едут туда, где им хорошо жить, где для них созданы нормальные условия, где выше уровень здравоохранения и образования, — комментирует научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Олег Мазоль.
Директивными методами тенденцию перетока населения в крупные города и вымирания менее успешных в развитии районов переломить невозможно. Обратить процесс вспять способно создание в регионах условий для экономического роста.
Рецепт оживления умирающих районов звучит просто — создать инфраструктурные и правовые условия для развития бизнеса, поддерживать трудящихся в бюджетной сфере, в первую очередь медиков и педагогов, чтобы они были заинтересованы работать в регионах. Но на практике осуществить названные предложения сложней, потому что за каждым пунктом кроется несколько слоев накопившихся проблем.
Базис для людей — качественные инфраструктура, медицина и образование
Пока в Минске и некоторых крупных городах каждый год обновляют дорожное покрытие, тратят деньги на ночную подсветку стен зданий и обновление фасадов, в сельской местности и маленьких городках есть вообще не заасфальтированные улицы, отсутствуют коммуникации, а также сложный или ограниченный доступ к медицинским услугам и образованию.
Обновление больниц, поликлиник и школ с точки зрения технологий и обеспечения достойной оплаты труда — это уже большой шаг к тому, чтобы в районе сначала остались работники этих учреждений, а следом за ними и местные жители, для которых важен уровень медицины и образования.
Если к этому добавить возможность при поддержке государства или хотя бы без больших бюрократических процедур провести к дому все важные для современной жизни коммуникации, то сельская местность становится заметно более привлекательной для населения, чем сейчас.
В то же время дополнительная инфраструктура будет плюсом для того, чтобы люди, даже получив профессию в другой местности, с большей вероятностью захотели вернуться домой. Например, IT — одна из передовых и быстрорастущих отраслей, дает хорошие возможности для удаленной работы. Но для того, чтобы представитель этой сферы по каким-то своим причинам уехал жить в деревню, ему там нужен хороший интернет, без которого его труд практически невозможен.
Кстати, с привлечением IT-специалистов государство могло бы улучшить условия для работы малого бизнеса в регионах.
— Например, можно разработать приложение, которое позволяет быстро найти транспортные услуги. Местные бизнесмены заказали машину, она объехала всех мелких производителей и повезла их продукцию в другой регион или на экспорт. Или централизованное приложение, которое позволяло бы размещать информацию о продукции производителей из регионов и покупать ее онлайн, — приводит пример Олег Мазоль.
В спасении поможет ориентир на малый бизнес и молодежь...
Предусмотренные в постановлении Совмина «Об утверждении плана развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития» меры по поддержке самых бедных регионов, по мнению эксперта BEROC, сработают только том случае, если они предусматривают переобучение людей и эффективность намеченных проектов просчитана. В любом другом случае силы и деньги будут потрачены впустую. Спущенные сверху показатели и задачи нередко не дают ожидаемого эффекта как раз потому, что не учитывают особенности местной экономики.
— Задача государства в том, чтобы помочь людям зарабатывать деньги, а не создавать централизованные крупные предприятия, как в Советском Союзе. От них результата не будет, — считает эксперт BEROC.
В 2012 году заработал важный с точки зрения возможностей для регионального предпринимательства документ — декрет № 6, который призван улучшить условия для ведения малого бизнеса в сельской местности. Но оказалось, что он хорошо сработал в основном на прилегающих к Минску территориях. Тем не менее, глобальный документ есть. Теперь можно спуститься на места. Там, где закрываются градообразующие предприятия, на их месте помогать в создании бизнес-инкубаторов и прорабатывать индивидуальные условия, которые бы привлекли потенциальные для конкретной местности бизнес-проекты.
— Это не требует значительных усилий со стороны государства, но в перспективе даст результат. Люди начнут создавать мелкие предприятия с новыми рабочими местами. Появится спрос, дополнительная бизнес-активность, — считает Олег Мазоль. — При этом ставить во главу угла не государство и крупные компании, а людей, чтобы они сами имели бы возможность зарабатывать.
Александр Чубрик видит дополнительные возможности в переносе некоторых университетов из Минска в регионы. Благодаря притоку молодых людей в местности будет развиваться сопутствующая инфраструктура, услуги, предпринимательство.
— Возьмите Горецкую сельхозакадемию. Если бы ее не было в Горецком районе, этот район был бы примерно как Россоны, особенно с учетом его географического положения. Однако он живой, потому что туда каждый год едут молодые люди, — комментирует экономист.
... а также новая региональная политика
Административное деление в Беларуси организовано так, что структуры власти по вертикали, с одной стороны, нередко дублируют функции друг друга, с другой стороны, местные власти максимально ограничены в возможностях самостоятельно принимать решения как касательно развития района или города, так и в вопросах распределения бюджета. В то время как население привыкло, что от него ничего не зависит, а решить какую-либо проблему можно чуть ли не одним только обращением в Администрацию президента.
— Важно развитие местного самоуправления и бюджета гражданского участия. Чтобы люди чувствовали, что их мнение о том, как должен выглядеть их регион, значительное, — считает Александр Чубрик.
Большая, чем сейчас, самостоятельность в реализации социально-экономического развития города или района способна повысить заинтересованность местных госструктур в развитии, ответственность, прозрачность их работы и сделать качественно иной вовлеченность граждан в местные проекты, считают эксперты.