«На детях нельзя экономить». Глава «Коммунарки» критикует российский импорт и мечтает создать холдинг
На минской кондитерской фабрике «Коммунарка» сейчас горячий сезон. Пришлось даже извне привлечь «150 юных бабушек на фасовку новогодних подарков», смеется гендиректор фабрики Иван Данченко. Но став серьезнее, топ-менеджер негодует из-за засилья российских конфет и бездействия белорусских чиновников.
«Качественная продукция не может стоить дешево»
«Коммунарка» уже не один год удерживает лидирующие позиции на рынке новогодних подарков.
— В прошлом году мы изготовили 1 миллион 50 тысяч подарков. Сейчас уже произвели 1 миллион. Еще сделаем примерно 200 тысяч. А всего страна изготавливает 2,5 млн подарков, — хвастается Данченко.
Бытовало мнение, что «Коммунарке» помогает быть в лидерах административный ресурс, поскольку подарки реализуются через профсоюзы, тендеры для бюджетных организаций и магазины, которые обязаны иметь определенную долю белорусской продукции на полках. Однако, как выяснилось, не все так однозначно.
— Недавно был закрытый аукцион на 50 тысяч подарков для минских учреждений образования, — говорит Данченко. — Когда мы увидели, что за время торгов скатились к нулевой доходности, то сразу же и ушли. Приходят фасовщики конфет и предлагают самый дешевый ассортимент. Зачем нам конкурировать с поставщиками непонятно какой продукции? Мы в свои подарки положили хорошие конфеты. Качественная продукция не может стоить дешево. Да, бюджет сэкономил 10−15 тысяч рублей на 55 тысячах подарков. Но что получат наши дети? Никто на детях не экономит. «Коммунарка» — городская организация (75% акций находится в собственности Мингорисполкома), платим деньги в бюджет. Поэтому давно предлагаем властям создать комиссию, скомпоновать подарки и заложить [для фабрики] рентабельность 2−3%. Мы не хотим на детях много зарабатывать. Мы сделаем хорошие подарки.
Гендиректор «Коммунарки» пояснил, что на белорусский рынок «пришло много дешевых российских конфет, в которых практически нет какао и молока», и дал практический совет, как определить, есть ли в шоколадной продукции «гадкие» жиры, снижающие себестоимость продукции.
— Шоколад тает при температуре 29−30 градусов. Вы положите настоящую конфету или шоколадку в рот, и она — раз! — и ушла. Потому что температура тела 36,6 градуса, — говорит Данченко. — А когда конфеты делают из непонятно каких кондитерских жиров, то у них температура плавления 34−36 градусов. Они вязнут [во рту]. Хочется сразу взять горячего чая, чтобы растопить. Это значит, что в таких конфетах используются заменители какао-продуктов. Когда хотят удешевить, то начинают использовать разные добавки для уменьшения содержания какао-продуктов. Тогда и получаются очень дешевые конфеты.
Иван Данченко отметил, что сложность заключается в разных трактовках техрегламентов и названии продукции. Еще одна большая проблема с Россией — это «война брендов».
— Они не дают возможности продавать наши «Белочку», «Аленку» на российском рынке. Мы, соответственно, тогда не пускаем российскую «Аленку» в Беларусь. Хотя на Комаровском рынке можно увидеть контрафакт. Я предлагал россиянам договориться по поводу свободного хождения продукции. Они не согласны. Видимо, понимают, что мы тогда их порвем на российском рынке, — отметил гендиректор «Коммунарки».
«Китайцам наша продукция кажется приторно сладкой»
Недавно правительство высказало обеспокоенность ростом продаж зарубежных сладостей в Беларуси на фоне спада продаж белорусской продукции. В частности, импорт кондитерских изделий в стоимостном выражении увеличился на 15%, шоколадных изделий — на 30%. И это при том, что отечественные кондитерские фабрики заявляют проекты по импортозамещению.
— Я бы поставил перед правительством вопрос иначе. «Первая шоколадная фабрика» и «Ивкон» закрылись. «Конфа» на ладан дышит. «Спартак» на 95% мощностей работает. «Слодыч» снижает производство. Так что, одна «Коммунарка» всю страну вытянет? Поэтому [правительству] надо вкладывать в кондитерскую отрасль, а не критиковать «Коммунарку». Имею в виду, что в правительстве должны принять решение по созданию новых фабрик, выделить землю, заключить инвестиционный договор, дать кредит. Тема перспективная. У нас на экспорт отгружается много молока и сахара, а потом конечная кондитерская продукция, изготовленная из белорусского сырья, опять приходит в Беларусь.
Вместе с тем «Коммунарка» с 2013 года увеличила экспорт продукции в три раза в натуральном выражении.
— Ввод нового оборудования позволил значительно увеличить производство — примерно на 60% с 2013 года. Растет производство шоколада, конфет. В карамель мы пока особо не вкладывались, так как сахар и карамельная патока у нас дороже, чем в России, но в будущем планируем инвестировать и в это направление. Экспорт с 2013 года увеличился в три раза. Сегодня за рубеж уходит третья часть продукции, — сказал Иван Данченко. — Если брать исключительно шоколадную продукцию, то 60% объема уходит на экспорт. Может на внутренний рынок даже недогружаем, выполняя [государственную] программу по экспорту.
Объем экспорта достиг 30,5 млн долларов, что позволяет «обеспечить себя валютой для приобретения критического импорта (какао-бобы, орехи) и инвестировать в новые технологии», сказал топ-менеджер.
География экспорта составляет примерно 22 страны. Основной рынок — Россия, следующий по величине — Украина. В этом году выросли в шесть раз объемы поставок в Китай.
— На этот рынок было непросто выйти, так как китайцам наша продукция кажется приторно сладкой. Для них надо было сделать отдельную конфету, в которой больше арахиса и меньше сахара, — отметил гендиректор.
«Слодычу» пора возвращаться к родным берегам"
Выручка «Коммунарки» за 2019 год будет в районе 225 млн рублей. Чистая прибыль — 10 млн рублей. Что касается долговой нагрузки, то она «небольшая», фабрика «стабильно рассчитывается по инвестиционным кредитам, регулярно платит за энергоносители».
За последние шесть лет «Коммунарка» инвестировала в перевооружение порядка 120 млн рублей. В частности, были установлены три новые производственно-технологические линии (сбивная, вафельная и шоколадная), а также обновлены участки по подготовке и производству шоколадных масс. В текущем году запущено производство шоколада и конфет с фруктовыми и двухслойными начинками.
Однако Иван Данченко считает, что «Коммунарке» надо расширяться и укрупняться, чтобы стать еще более конкурентоспособной с международными игроками. В частности, минская фабрика планирует расширять производственные площади.
— Нужны новая площадка или новый корпус на действующей площадке, чтобы было куда развиваться в следующую пятилетку. Сейчас мы входим в план детального планирования на «Мотовело», где будет развиваться промышленная зона. Вдоль улицы Тростенецкой нам дают возможность провести реконструкцию площадей, — отметил он.
Кроме того, изучается возможность создания холдинга на базе «Коммунарки».
— В целом структура обсуждается. Работает Национальная академия наук, — говорит Данченко. — Изучен опыт «Савушкина продукта». Но их проект сделан в пределах одной [Брестской] области. А возьмем пример «Минск Кристалла», куда входят предприятия из разных регионов. Там уже возникают вопросы. В первую очередь со стороны местных властей.
Поэтому топ-менеджер сомневается, что удастся объединить минскую «Коммунарку» и гомельский «Спартак». А вот вариант слияния со столичным «Слодычем», который в свое время, по словам Данченко, «был построен за деньги «Коммунарки», более реален. «Пора возвращаться к родным берегам», — резюмировал он.
Если вопрос с холдингом не решится, то придется все силы направить на создание новых производств. «Однако создание холдинга не исключает строительство новых собственных мощностей», — подчеркнул Иван Данченко.