Топ-15 самых известных «тутэйшых» бизнесов на белорусских «Крэсах»
Большинство заводов и фабрик, развивавшихся на территории Западной Беларуси, не могли сравниться с масштабными новостройками в соседней стране «диктатуры пролетариата». Но они исправно обеспечивали своей продукцией потребителей межвоенной Польши и при возможности продвигали свои товары в другие страны Европы, а также на Ближний Восток, в Китай, Индию, США и Латинскую Америку. Кто входил в топ-15 самых успешных бизнесменов в западнобелорусских воеводствах к 1939 году, в очередном исследовании TUT.BY о «Крэсовых миллионерах».
«Тутэйший» бизнес на белорусской части Kresow Wschodnich (на территориях Полесского, Новогрудского, частично — Виленского и Белостокского воеводств) к концу межвоенного двадцатилетия (1921−1939 годы) формируют две группы предпринимателей.
Одна из них — это наследники основанных в царские времена заводов и фабрик. Их отцы и они сами каким-то образом сумели и сами уцелеть в военных и революционных бурях 1914−1921 годов, и сохранить часть имущества и настрой, чтобы возродить компании при польской власти. Многие из этих бизнесов определяют лицо не только экономики Kresow Wschodnich, но и всей межвоенной Польши. Вторая группа — это новички или же бизнесмены, которые отреагировали на экономический подъем начала 1920-х и инвестировали в новые производства вроде выпуска велосипедов, мотоциклов и противогазов.
Большинство из них переживет кризис начала 1930-х годов и встретит 1939 год с далеко идущими планами. Их надеждам не суждено будет сбыться. Через несколько месяцев часть из владельцев фабрик и заводов будет убита, часть сослана вместе с семьями, мало кому удастся спастись, сумев перебраться на Запад. Все их имущество, которое не разграбят в первые дни вступления Красной армии на «Крэсы», перейдет в руки новых хозяев — наркоматов и трестов СССР.
Кого относили к самым успешным предпринимателям Западной Беларуси — в составленном TUT.BY топ-15 главных «тутэйшых» бизнесов на белорусских «Крэсах».
1. Феликс и Бронислав Столле (Huty Szklane J. Stolle «Niemen» S.A.)
Активы: стекольные заводы в Березовке (Немане) и Ганцевичах
Феликс и Бронислав — наследники скончавшегося в 1927 году основателя крупнейшей в межвоенной Польше компании — производителя изделий из стекла Йозефа (Юлиуса) Столле. Компания ведет историю с 1891 года, в 1924 году на ее базе создается «Акционерное общество стекольных заводов Й. Столле «Неман».
Центральный офис «Niemen» находится на одноименной станции в Лидском повете. Он связан узкоколейкой с промышленным комплексом в Березовке, объединяющим стекольный, лесопильный и кирпичный заводы. Также в состав фирмы входит стекольный завод в Ганцевичах. В 1936 году в компании работают 550 человек.
Huty Szklane J. Stolle «Niemen» S.A. — лидер стекольной отрасли Польши в 1930-е годы. Ассортимент фирмы насчитывает около 2 тыс. товаров — это хрустальные изделия, выдувная и прессованная аптечная, парфюмерная, лабораторная посуда, изоляторы, ламповое и оконное стекло. Huty «Niemen» обеспечивают пятую часть экспорта польской стекольной промышленности — в Нидерланды, Францию, Британию, Турцию, США, Канаду, Аргентину, на Ближний Восток и во французские колонии Африки.
В 1939 году имущество компании будет национализировано. Бронислав погибнет в 1941 году в лагере под Архангельском, следы Феликса теряются в июне 1941 года в тюрьме в Барановичах. Их семьи будут сосланы в Красноярский край и только в 1946 году смогут вернуться в Польшу. В ссылке погибнет малолетняя дочь Феликса.
2. Соломон Мелуп (Przemysl gumowy «Ardal» S. A и Polski przemysl gumowy «PePeGe» S.A.)
Активы: фабрики резиновых изделий в Лиде и Грудзёндзе (Польша)
В 1929 году Соломон Мелуп становится президентом лидского акционерного общества «Ардаль», специализирующегося на выпуске резиновой и кожаной обуви, а также технических изделий из резины. В 1930-х годах бизнесмен выкупает часть активов обанкротившегося лидера резиновой индустрии межвоенной Польши компании «PePeGe» и создает новый холдинг «PePeGe" — «Ardal». Перед войной «PePeGe» — «Ardal» получает выгодный заказ польской армии на производство противогазов.
Соломон Мелуп сумеет покинуть страну после поражения польских войск, будет работать экономическим советником при правительстве Польши в изгнании, а потом переедет в США, где и скончается в середине 1960-х на 75-м году жизни. (Подробнее о «гумовом короле» межвоенной Польши — см. здесь)
3. Игнаций, Вацлав и Антоний Конопацкие (Przemysl drzewny i fabryka dykt «Bracia Konopaccy» и Plywood Products Manufacturing Company)
Активы: фанерные фабрики в Мостах и Щучине
Братья Конопацкие, за 1920−1930-х годы выросшие из детей мельника в одних из ведущих европейских производителей фанеры, свою первую фабрику закладывают в 1925 году в Мостах. К ней подводятся подъездные пути, устанавливается собственная электростанция, сырьем служат ольха, береза и дуб. В 1939 году специалисты фирмы изобретают собственный бакелитовый клей, который получает название Kopalit. Его производство организуется на филиале возле Кракова. В 1936 году в Мостах работает 510 человек, а объем производства составляет 2,6 млн злотых.
В 1930 году два других брата, Тадеуш (позже он выйдет из бизнеса) и Антоний, открывают производство фанеры в Щучине. Для эксплуатации фабрики регистрируется Plywood Products Manufacturing Company. Обе фирмы Конопацких тесно взаимодействуют.
К 1939 году Przemysl drzewny i fabryka dykt «Bracia Konopaccy» превращается в одного из крупнейших экспортеров фанеры из Второй Речи Посполитой. Представительства компании Конопацких действуют в Варшаве, Гданьске и Милане, около 90% ее продукции покупают клиенты в Европе, Южной Америке, Индии, во французских и британских колониях, а также в США. С большим напряжением, но «Bracia Konopaccy» переживают экономический кризис и оправляются от пожара 1935 года. На восстановление производства выделяет деньги государство, поскольку фирма является поставщиком фанеры для ВВС Польши. По оценкам, за 1930−1939 годы с использованием мостовской и щучинской фанеры изготовлено не менее 2 тыс. самолетов и около 1,4 тыс. планеров.
В сентябре 1939 года стратегическое предприятие в Мостах будет атаковано «соколами Геринга». Но последствия от налетов люфтваффе не окажутся проблемой для советской администрации, которая восстановит выпуск продукции после вхождения Западной Беларуси в состав БССР. Предприятия будут работать и во время немецкой оккупации, а после войны завод в Мостах станет основой для сегодняшнего «Мостовдрева».
Братья Конопацкие после 1939 года никогда не достигнут того уровня признания и комфорта, который они имели в польский период. Старший из них, Вацлав, будет арестован, бежит в Румынию, но вновь попадает в руки чекистов и его приговорят к 8 годам заключения в трудовых лагерях. Когда в 1941 году в СССР для борьбы с немецко-фашистскими войсками из польских граждан начнется формирование «армии Андерса», Вацлав Конопацкий вступит в нее и уйдет вместе с ней в Иран. Он умрет в бедности в австралийском Сиднее в 1950 году на 65-м году жизни.
Игнаций Конопацкий сначала обоснуется в Литве, а после ее захвата Советским Союзом предпочтет перебраться в Польшу. В 1948 году он будет арестован коммунистическими властями Польши и осужден по сфальсифицированным обвинениям на 8 лет за нанесение стране экономического ущерба. Бывший совладелец фанерной компании выйдет по амнистии в 1953 году и скончается в Кракове в 1957 году.
Их брат Антоний, управлявший фабрикой в Щучине, как и Игнаций, сперва укроется в Литве, а потом переселится в Польшу. После войны по тому же делу, в котором фигурирует его брат, Антоний будет осужден на 12 лет. После амнистии он не сможет устроиться на работу в государственные структуры и умрет в 1967 году во Вроцлаве.
4. Павел, Антоний, Артур Л., Наталья, Артур А. Лурье и Паулина Страус (Towarzystwo Bracia L. I Al. Lurie)
Активы: фанерная фабрика в Пинске
В межвоенной Польше продолжает функционировать старейший производитель на территории современной Беларуси и изобретатель клееной фанеры как таковой — пинская фабрика Towarzystwa Bracia L. i Al. Lurie.
Потомки ее основателей, пинских купцов Леопольда и Александра Лурье, продолжают извлекать дивиденды от производства и продажи фанеры под всемирно известной маркой «Tobal». В 1936 году на их заводе в Пинске работает около 500 человек.
В 1939 году фабрика национализируется. Во время Великой Отечественной войны она будет разрушена и уже после освобождения Беларуси восстановлена как Пинский фанерно-спичечный комбинат, позже ставший головной площадкой холдинга «Пинскдрев».
Судьба членов семьи Лурье неизвестна.
5. Герш Менахем Шнайдер (Fabryka dykt klejonych G. Sznajder, Bracia Feldman i Bracia Kunda «Leszcze» и Towarzystwo przemysly drezwnego Plywood-Union N. Cukier I G. Sznajder)
Активы: фанерные фабрики в Пинске и Городищах
На белорусском Полесье, в Пинске и Городищах, находятся активы Герша Менахема Шнайдера. Бизнесмен на паях с другими инвесторами эксплуатирует две крупные фабрики фанеры (одна из них введена в эксплуатацию в 1929 году, другая — в 1936-м) с оборотом свыше 1 млн злотых. Склады продукции находятся в Варшаве и Влоцлавеке.
В Городище находится сегодня филиал «Пинскдрева». Что стало с его основателем и бывшим совладельцем, тоже неизвестно.
6. Марк и Семен Пупко (Browar, slodownia i wytwornia wod gazowych «B-cia M. i S. Pupko»)
Активы: пивоварня, солодовня, завод газированных вод и мельница в Лиде
Наследники Мейлаха Пупко (умер в 1934 году), в 1876 году построившего в Лиде пивоваренный завод, в польском периоде расширяют ассортимент за счет газировки и повышают эффективность производства запуском собственной электростанции.
Фирма «B-cia M. i S. Pupko» является крупнейшим на Kresaсh Wschodnich производителем и продавцом пива. Склады компании с торговыми представительствами находятся в Барановичах, Березе-Картузской, Городее, Лунинце, Молодечно, Новогрудке, Пинске, Вильно, Волковыске.
Братьям Пупко также принадлежит мельница в Лиде.
После вступления советских войск на территорию Западной Беларуси братья останутся на национализированном предприятии в качестве рядовых служащих. Во время оккупации Лиды немецко-фашистскими войсками для их семей и еще несколько лидских евреев, которые умеют варить национальный немецкий напиток, делается исключение, и они до 1943 года довольно спокойно работают на предприятии. Но в 1943 году еврейский персонал вместе лидским гетто отправляется в концлагерь. Марку, Семену и их детям (кроме дочери Марка Нои) удается в районе Мостов выпрыгнуть из вагона и спастись. Они попадут в отряд еврейского партизана Тувии Бельского, а после войны окажутся в Мексике. Завод Пупко после освобождения Лиды от захватчиков возобновит выпуск пива, он известен сейчас как компания «Лидское пиво».
7. Абрам и Давид Стругач (Zaklady przemyslowe Br. A. i D. Strugacz w Oszmianie)
Активы: дрожжевый и спиртовой заводы в Ошмянах
За время войн и революций одни из крупнейших частных производителей и продавцов ректификационного спирта в Северо-Западном крае и создатели общероссийского синдиката «Дрожжи» лишатся объемов и части активов (дрожжево-винокуренного завода в Лиде и кожевенного предприятия в Сморгони).
Но уже в 1920-е годы владельцы дрожжево-спиртового завода в Ошмянах Абрам и Давид Стругач становятся одними из главным поставщиков дрожжей и спирта на белорусских «Крэсах» и в Восточной Польше. В 1936 году объем производства фирмы составляет свыше 800 тыс. злотых. Инженер и директор завода Давид Стругач входит в общепольский Союз владельцев дрожжевых заводов в Польше.
В 1939 году дрожжевая фабрика становится советской и на многие годы валообразующим предприятием города. Абрам Стругач остается жить и работать в Ошмянах. Судьба бизнесмена, который с 1906 года управлял крупнейшим в регионе предприятием, трагична: в 1942 году он, как и большинство узников ошмянского гетто, будет расстрелян фашистами.
Семья Стругач — единственные из бизнесменов начала XX века, чья фамилия увековечена в топонимике современной Беларуси. В честь основателя династии Лейбы Стругача, в 1878 году начавшего делать Ошмяны столицей белорусских дрожжей, названа одна из улиц районного центра.
8. Нохим и Лазарь Старовольские (Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» N. Starowoski I S-ka)
Активы: велосипедная и мотоциклетная фабрика в Гродно
Контрольная доля в крупнейшем машиностроительном бизнесе на Kresaсh Wschodnich в 1926—1939 годах принадлежит семье Нохима и Лазаря Старовольских.
Отец и сын начинают с выпуска велосипедов и занимают серьезное место на этом рынке. В середине 1930-х одними из первых их Kresowa fabryka rowerow i motocykli «Niemen» запускает в серийное производство мотоциклы. Продукция под брендом «Niemen» благосклонно встречается покупателями благодаря удачной конструкции и комфортной цене.
После 1939 года Лазарь Старовольский исчезает в белостокской тюрьме, а его отец Нохим вместе с невесткой, внуками и прочими родственниками сослан в Казахстан. В 1940-х годах ему удается выехать в Польшу и эмигрировать в Израиль. (Подробнее о белорусских «Харлее» и «Дэвидсоне» — см. здесь)
9. Леон и Исаак Резникович (Niemenska fabryka wyrobow artystycznych, skorzanych, reklamowych i biurowych «Leon Reznikowicz i S-ka»)
Активы: фабрика канцелярских изделий в Гродно
Достаточно крупной в своей нише в межвоенной Польше является фирма гродненцев Леона и Исаака Резниковича. Она существует с царских времен (с 1899 года) и специализируется на выпуске канцелярских товаров, альбомов, чернильниц, часов для бюро, портсигаров, зажигалок, галантерейных изделий, учебных пособий и пр.
На фабрике в Гродно занято 200 человек, а продажа осуществляется на территории всей Польши. Магазины компании открыты в Быдгоще, Хелме, Друскининкае, Гродно, Кракове, Люблине, Лодзи, Пинске, Познани, Премышле, Ровно и Варшаве.
10. Мордко и Самуэль Хаммеры («Mordko Hammer i Syn»)
Активы: фанерная фабрика в Малорите
Брестские лесопромышленники в середине 1930-х годов создают крупное фанерное производство в Малорите.
Предприятие имеет разветвленную торговую сеть — склады фирмы «Mordko Hammer i Syn» располагаются в Бресте, Быдгоще, Грудзёндзе, Кракове, Львове, Люблине, Лодзи и Варшаве.
11. В. Гурвич и С. Войцеховский (Fabryka tektury i papiery «Albertin» W. Gurwicz I S. Wojciechowski)
Активы: картонно-бумажная фабрика в Альбертине
Единственная из свыше чем 30 бумажных фабрик Второй Речи Посполитой, которая находится на территории Kresow Wschodnich, это знаменитый «Альбертин» (основан в 1806 году).
В 1920—1930 годы она сменит несколько арендаторов, пока ее собственник, владелец имения Альбертин и наследник знаменитой магнатской династии Владислав Пусловский не продаст ее бизнесменам В. Гурвичу и С. Войцеховскому. В 1934 году они создадут для ее эксплуатации компанию Fabryka tektury i papiery «Albertin» W. Gurwicz i S. Wojciechowski.
Предприятие сохранит свою независимость от мощного общепольского синдикатского объединения Zwiazek papierni polskich. Отделение «Альбертина» откроется даже в столице межвоенной Польши — Варшаве.
В 1939 году, как и все частные производства, «Альбертин» перейдет в управление советских менеджеров. Компания продолжает и сегодня функционировать в системе концерна «Беллесбумпром». О судьбе ее последних частных собственников ничего не известно.
12. Абрам, Борис и Самуэль Лапины (Zaklady graficzne i Pierwsza krajowa fabryka kart do gry «Aleksander Lapin i S-ka»)
Активы: фабрика игральных карт в Гродно
В 1923 году ничем ранее не выделявшийся гродненский предприниматель Александр Лапин открывает новое направление — производство игральных карт. Через десять лет фирма его наследников «Aleksander Lapin i S-ka» входит в четверку главных производителей игральных карт в межвоенной Польше. Среди ее конкурентов — львовская фирма «Karpalit», «Krakowska fabryka kart do gry» и «Slaska fabryka kart do gry «Leopold Nowak» из силезского Хожува. Гродненская фабрика особенно известна своей серией карт «с королями».
Также гродненцы производят этикетки, плакаты, картонные коробки и оказывают литографические услуги.
Большинство представителей семьи Лапиных не переживет фашистской оккупации Гродно и погибнет в местном гетто.
13. Князь Ян Мариан Друцкий-Любецкий (Nadniemenskie zaklady przemyslu budowlanego «Stanislawow» Jana ks. Druckiego -Lubeckiego w Grodnie)
Активы: кафельный, кирпичный и лесопильный заводы под Гродно
Князь Ян Друцкий-Любецкий наследует от своего отца и развивает до довольно крупного бизнеса комплекс предприятий в имении Станиславов под Гродно. Его гордостью являются кафельный и кирпичный заводы, построенные в 1890 году.
Капитал компании Nadniemenskie zaklady przemyslu budowlanego «Stanislawow» Jana ks. Druckiego -Lubeckiego w Grodnie в 1936 году составляет 3 млн злотых. Она также эксплуатирует лесопилку и сельскохозяйственные угодья, специализацией которых являются семена и саженцы фруктовых деревьев.
Князю Яну Мариану удастся пережить войну — он умрет в 1990 году в возрасте 92 лет.
14. Лейба Папирмейстер (Browar, slodownia, tartak i wytwornia wod gazowych spadkob. J. Papirmajstra)
Активы: пивоварня, солодовня, завод газированных вод и лесопилка в Лиде
В польское время продолжает работать еще одна известная лидская пивоварня — наследников Янкеля Папирмейстера.
Ее основной владелец Лейба Папирмейстер расширяет бизнес за счет запуска производства газированной воды и строительства лесопилки. В 1939 году новые власти арестуют бизнесмена. В 1941 году он будет осужден на 8 лет и отправлен в Карлаг (в Казахстан), где следы его теряются.
Завод пострадает от немецких бомбежек во второй день войны, но немецкая администрация сумеет организовать на нем выпуск мелассы. После освобождения Лиды в 1944 году предприятие будет перепрофилировано под выпуск пищевых концентратов и станет «Лидапищеконцентратами».
15. Залман Ивянский, Шимон Верниковский и Элиас Батлан («Slonafta» Z. Iwianski, Sz. Wiernikowski I E. Batlan)
Активы: дистрибуционная компания и склад в Слониме
Галиция, вошедшая в состав новой Польши в 1918 году, становится источником нефти и газа для польской экономики. Галицийские нефтепромышленники распространяют свое влияние на рынок Западной Беларуси через сеть складов и представительств ведущих торговых компаний — «Polmin», «Galicja», «Gazy ziemny», «Karpaty» и др.
В 1930-х годах слонимские предприниматели Залман Ивянский, Шимон Верниковский, Элиас Батлан и еще несколько человек создают независимого нефтетрейдера «Slonafta» и вполне успешно конкурируют в продаже нефтепродуктов на белорусских Kresaсh Wschodnich с ключевыми игроками рынка.
Также слонимская компания занимается реализацией автозапчастей.
Предприниматели в Западной Беларуси в 1921—1939 годах — это достаточно многочисленная прослойка населения. В периоды экономических подъемов в середине 1920-х и во второй половине 1930-х годов создаются десятки новых компаний, в которые инвестирует поколение межвоенной поры, а также инвесторы из коренной Польши, Виленщины, Галиции и Европы. Экономика Западной Беларуси не может рассчитывать на щедрость Варшавы, но и без государственных денег все не так безнадежно, как рисуется в советской историографии, отстает от Беларуси Советской. Прогресс и рост здесь вместо государства обеспечивает частный капитал. Местный капитал, инвесторы из Варшавы, Познани, Швеции, Германии, Нидерландов в течение 1921−1939 годов успешно реализуют на территории Западной Беларуси несколько бизнес-проектов, которые станут лидерами на национальном, региональном и мировом уровнях. Об этих компаниях и брендах, которые были потеряны 80 лет назад, — в новом спецпроекте TUT.BY о частном бизнесе в Западной Беларуси — «Крэсовые миллионеры».