Эксперты: Любые дополнительные внешние шоки, и экономика Беларуси уйдет в минус
Белорусскую экономику даже в случае реализации базового сценария прогноза ждет очень медленный рост. В случае любых дополнительных внешних шоков мы уходим в отрицательную зону роста, заявил директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик на медиазавтраке «Реформы на 100 миллиардов», организованном Исследовательским центром ИПМ при финансовой поддержке ЕС.
Рискованная экономика
Вероятность реализации негативного сценария для мировой экономики эксперты ИПМ оценили весьма высоко, в 45%. «Вероятность того, что мировая экономика войдет в рецессию, высока как никогда. Самый главный риск — эскалация торговых войн США и Китая», — отметил Александр Чубрик.
Он подчеркнул, что ключевая для Беларуси экономика, российская, не будет в 2020—2021 году быстро расти даже в случае фискального стимула. Максимум — 1,9−2%. В случае реализации негативного сценария рост в 2020 году будет меньше 1%. При этом реальные доходы россиян продолжат стагнировать и сокращаться, единственным стимулом для экономики будут госрасходы.
Анализируя состояние белорусской экономики, эксперт отметил, что ключевые макроэкономические показатели, реальная процентная ставка и реальный эффективный курс белорусского рубля, находятся вблизи своих равновесных значений. Положительный разрыв есть только по уровню реальной зарплаты, что создает дополнительное давление на цены. Впрочем, Чубрик прогнозирует. что в 2020 году и этот параметр придет к балансу.
Базовый сценарий развития экономики Беларуси предполагает рост ВВП на уровне 1,5% в 2020 году с уходом вниз, к 0%, в районе 2021 года. Он рассчитан из нескольких параметров:
— Россия не компенсирует Минску последствия налогового маневра (по оценкам Нацбанка, потери от налогового маневра в течении нескольких лет снижают потенциальные темпы роста ВВП Беларуси на 0,3 процентных пункта в год);
— У Министерства финансов получится реализовать среднесрочную стратегию по управлению госдолгом, предполагающую рефинансирование 75% от объемов к погашению каждый год в течении нескольких ближайших лет;
— Цена нефти Urals снижается до 61 долларов за баррель в 2020 году и 60 долларов — в 2021 г., Беларусь импортирует и перерабатывает 18 млн т нефти на всем прогнозируемом периоде;
— Доходы от «перетаможки» 6 млн т нефти с 2020 года прекращаются.
При реализации негативного сценария инфляция ожидается на уровне чуть ниже 4%, а вот ВВП уходит в минус в 2021 году (минус 0,5%). При этом последуют:
— Дополнительная бюджетная консолидация для своевременного исполнения долговых обязательств: то есть придется сокращать расходы бюджета;
— Дополнительное ослабление белорусского рубля к доллару (примерно на 2%) из-за падения внешнего спроса и снижение инфляции из-за падения совокупного спроса (в том числе — сокращения зарплат) и некоторого укрепления белорусского рубля к российскому;
— Дополнительное снижение ставки рефинансирования.
Александр Чубрик подчеркнул, что это «сценарий умеренно негативный с умеренно негативным ростом ВВП». В частности, оба сценария не рассматривают ситуацию, в которой Минфин Беларуси не сможет рефинансировать долги. Впрочем, и оптимизм у экспертов сдержанный — в прогнозе нет варианта, при котором Минск все-таки получает компенсацию налогового маневра.
Только не накачка деньгами
Заместитель начальника управления исследований Нацбанка Михаил Демиденко, второй раз участвующий в пресс-завтраках ИПМ, по примеру Марк Порция Катона Старшего, настаивавшего на том, что «Карфаген должен быть разрушен», начал и закончил выступление тем, что все искусственные стимулирования экономики должны остаться в прошлом.
«Стимулировать экономический рост путем роста зарплат, за счет неокупаемых нацпроектов, печатания денег больше нельзя. Стимулирование внутреннего спроса очень опасно, это приводит к большим рискам», — напомнил эксперт.
В частности, он отметил риски стимулирования роста зарплат, особенно сейчас, когда реальные зарплаты и так выросли в этом году примерно на 7%, что имеет некоторое проинфляционное давление, хоть и незначительное. При этом заложенный в бюджет 2020 года уровень повышения зарплат бюджетников представитель Нацбанка считает приемлемым.
Михаил Демиденко также отметил, что мировую экономику ждут не лучшие времена, есть риски рецессии. «То есть внешний спрос будет падать, а стимулировать экономику Беларуси за счет внутреннего спроса нет возможности», — отметил он.
При этом экономический блок решает свою часть задач по сохранению макроэкономической стабильности вполне эффективно, считает эксперт. Минфин работает над снижением долговой нагрузки и реализацией стратегии рефинансирования долгов, Нацбанк копит золотовалютные резервы. «Такая стратегия оптимальна и очень разумна», — подчеркнул Демиденко.
А вот чтобы экономика не только была стабильной, но и росла, она должна меняться структурно, должна повышаться ее эффективность. «Рост должен быть только не за счет стимулирования внутреннего спроса. У Беларуси есть другие заделы. Самое простое: есть рынок труда, избыточная занятость на предприятиях госсектора. Если эти ресурсы использовать иначе, эффективность вырастет. Это наш задел», — резюмировал представитель Нацбанка.