Белорусские «Харлей» и «Дэвидсон»: как Старовольские и Пивоварский создали первый белорусский мотоцикл
Как торговец швейными машинками, которые он продавал в царское время в магазине на Соборной площади в Гродно, эволюционировал в одного из крупнейших производителей велосипедов и мотоциклов во Второй Речи Посполитой (1921−1939 годы), — в первом материале TUT.BY из спецпроекта «Крэсовые миллионеры». Он посвящен расцвету и закату знаменитой велосипедно-мотоциклетной фирмы Niemen, созданной в 1920—1930-х годах прошлого столетия отцом и сыном Нохимом и Лазарем Старовольскими.
Варшавское правительство, в марте 1921 года по Рижскому мирному договору получившее так называемые Kresy Wschodnie (территории Западной Беларуси и Западной Украины), мало интересует модернизация экономики этого обширного, но окраинного региона. На первом плане для Варшавы всегда военное и стратегическое положение нескольких западнобелорусских и западноукраинских воеводств как буферной зоны между коренными польскими землями и враждебным советским колоссом. Поэтому фактическое участие центрального правительства в экономике Kresow Wschodnich сводится в распространении монополии на самые прибыльные отрасли, которые должны обеспечить остро нуждающейся казне акцизные, концессионные и экспортные отчисления. В 1920-х годах Варшава устанавливает контроль над табачной фабрикой Шерешевских, национализирует и сдает в концессию спичечные фабрики «Прогресс-Вулкан» в Пинске и «Марголис и Иоселевич» в Гродно и организует вырубку на экспорт леса в огромных угодьях (включая Беловежскую пущу), переданных в подчинение Главному управлению государственных лесов (Dyrecii Naczelnej Lasow Panstwowych). Остальные, менее интересные и совсем неинтересные государству сферы на Kresach Wschodnich выделяются во фронтир для частного бизнеса — для инвестиций на его страх и риск.
Другое дело, что самые технологические польские бизнесы, как и сегодня, делают ставку на европейский и мировой рынки, а международные инвесторы уровня GM, Fiat, Philips, Bata etc, учитывая прифронтовое положение крэсовых воеводств и незначительное число квалифицированных кадров там, предпочитают строить заводы и фабрики в центральной Польше. Исключением становятся только деревообработка, сбор и трансфер льноволокна, которые привлекают шведского миллиардера Ивара Крейгера, немецких, голландских инвесторов и около десятка варшавских и виленских лесопромышленников и льноэкспортеров.
Спрос экономики Kresow Wschodnich на ту же машиностроительную продукцию обеспечивает сеть фирменных магазинов и дилерских складов, продающих продукцию заводов из Центральной Польши, европейских и американских фабрик. Собственное машиностроение — это эволюционировавшие и модернизированные предприятия, возникшие еще в царские времена. По-настоящему крупных фирм, регионального и национального масштабов, две.
Одна из них — это лидская фабрика братьев Якуба и Эбера Шапиро. Она существует с 1900 года и производит сельскохозяйственные машины и чугунное литье, которые продаются, в том числе, на постоянном складе в Вильно.
Вторая компания — это «Крэсова фабрика велосипедов и мотоциклов „Неман“ Н. Старовольский и Ко» («Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka») в Гродно. Отец и сын Старовольские и их партнер Пивоварский — одни из немногих, кто сумеет создать на Kresach Wschodnich успешный машиностроительный бренд и конкурировать в этой отрасли на национальном уровне.
Ровно 80 лет назад, 23 августа 1939 года, министры иностранных дел коммунистического Советского Союза и нацистской Германии Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп подписали пакет документов, открывших новый и страшный период для жителей одного из крупнейших европейских государств межвоенного периода — Второй Речи Посполитой.
Через несколько недель, 17 сентября 1939 года, во исполнение положений дополнительного протокола к «пакту Молотова-Риббентропа» ее восточную границу, с 1921 года разделявшую Беларусь и Украину на польскую и советскую части, перейдут Рабоче-Крестьянская Красная Армия и части НКВД.
Перейдут, чтобы донести до новых граждан СССР постулаты новой жизни. В ней нет места для власть имущих. Представители бизнеса в Западной Беларуси и их семьи первыми со всей классовой ненавистью будут вычеркнуты из «светлого коммунистического будущего» — убиты и сосланы, а их заводы, фабрики, недвижимость, товары — конфискованы и национализированы.
Предприниматели в Западной Беларуси в 1921—1939 годах — это достаточно многочисленная прослойка населения. Ее формируют владельцы (и их наследники) предприятий, созданных в царские времена и по Рижскому мирному договору 1921 года оказавшихся на территории возрожденной Польши. В периоды экономических подъемов в середине 1920-х и во второй половине 1930-х годов создаются десятки новых компаний, в которые инвестирует поколение межвоенной поры, а также инвесторы из коренной Польши, Виленщины, Галиции и Европы.
Вторая Речь Посполитая по уровню экономического развития уступает ведущим европейским державам, СССР и некоторым соседям вроде Чехословакии. Но сопоставима с Австрией, Финляндией, Румынией и Испанией. Большой и нерешенной проблемой является неравномерность развития: бурлящая деловая жизнь и развитая промышленность Варшавы, Лодзи, Познани, Кракова диссонируют с аграрными Kresami Wschodnimi — так польские власти называют территории Западной Беларуси и Западной Украины, а также Виленщины. В конце 1920-х — 1930-х годов в Советской Беларуси за счет государственных дотаций и загнанного в совхозы и колхозы крестьянства проводится первая масштабная индустриализация, превращающая БССР в индустриально-аграрную республику. Экономика Западной Беларуси не может рассчитывать на щедрость Варшавы, но и без государственных денег все не так безнадежно, как рисуется в советской историографии, отстает от Беларуси Советской. Прогресс и рост здесь вместо государства обеспечивает частный капитал. В советской Беларуси строится «КИМ», в польской — лидская фабрика Аrdal, которая поглощает своего конкурента в Грудзёндзе и становится крупнейшим польским бизнесом по производству резиновых изделий. В Минске возводится дрожжевой комбинат союзного масштаба, в Барановичах — фабрика мясных консервов Kresexport, ориентированная на мировой экспорт. По объемам производства деревообрабатывающие комбинаты в Борисове, Бобруйске и Гомеле сопоставимы с бизнесом семьи Хеллер на территории белорусских воеводств. Но главное: по эффективности компании Хеллеров, Конопацких, Мелупа, Столле, Старовольских, вынужденные работать с одной стороны — в жестких условиях конкуренции, с другой — создающие благодаря этому конкурентные продукты для мирового рынка, превосходят дотационные производства, функционирующие в зарегулированной и практически крепостнической экономике Советской Беларуси.
Местный капитал, инвесторы из Варшавы, Познани, Швеции, Германии, Нидерландов в течение 1921−1939 годов успешно реализуют на территории Западной Беларуси несколько бизнес-проектов, которые станут лидерами на национальном, региональном и мировом уровнях. Об этих компаниях и брендах, которые были потеряны 80 лет назад, в новом спецпроекте TUT.BY о частном бизнесе в Западной Беларуси — «Крэсовые миллионеры».
«Зингеровский» период
Компания Старовольских и Пивоварского, ставшая в 1921—1939 годах главным символом технологического прогресса на территории Западной Беларуси, ведет свою историю с 1894 года.
В середине 1890-х годов на Соборной площади губернского Гродно в доме Фрумкина открывается магазин, в котором продаются швейные машины всемирно известного бренда Singer.
Создатель империи The Singer Manufacturing Company Айзек Зингер сумел выделиться среди десятков других производителей швейных машинок, в первую очередь, благодаря своему know-how в продвижении продукции. Компания Singer считается родоначальником франчайзинга. Еще в середине XIX века она начинает заключать официальные договора, по которым ее торговые партнеры наделяются правами на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США.
В 1877 году руководство The Singer Manufacturing Company доверяет ретрансляцию этого know-how на рынок одного из крупнейших государств мира Российской империи гамбургскому купцу Георгу Нейдлингеру.
Георг Нейдлингер в качестве генерального дистрибутора в числе прочего получает право на бренд Singer в России и за двадцать лет делает его лидером рынка. В конце XIX века продукция The Singer Manufacturing Company продается через 65 партнерских торговых точек во всех уголках «единой и неделимой», включая Витебск, Минск, Могилев и Гродно. Дилерами Нейдлингера в Гродно становятся местные бизнесмены Зусман-Арон Гониондзский и его партнер Нохим Старовольский.
В 1897—1902 годах американское руководство The Singer Manufacturing Company, заплатив Нейдлингеру немалые отступные за бренд, складские остатки и конторскую мебель, реорганизует российский бизнес — создает дочернюю компанию, строит завод в Подольске, а в торговле делает ставку на продажу через фирменные магазины (3 тыс. точек), собственных агентов-служащих (около 20 тыс. сотрудников) и доставку почтой. Бывшие дилеры, включая гродненчан Гониондзского и Старовольского, вынуждены искать новых поставщиков швейных машинок и дополнять или вовсе менять специализацию. Уже в 1902 году в статистическом справочнике «Вся Россия» в ассортименте магазина Гониондзского и Старовольского указываются и велосипеды.
Роверы от Старовольских
В предвоенный период их магазин ничем не выделяется. Ничего не известно о том, как бизнес пережил оккупацию Гродно германскими войсками, период революционных бурь, советско-польскую войну и что стало с партнером Нохима Старовольского — Гониондзским.
Сам Нохим в начале 1920-х годов продолжает торговать в Гродно швейными машинками и велосипедами. Покупателям предлагаются немецкие швейные машины Pfaff и Omega и немецкие велосипеды известного бренда Duerkopp.
Новый этап в его бизнес-карьере наступает в 1926 году, когда партнерами Нохима Старовольского становятся его сын инженер Лазарь (он закончил в царское время один из вузов Харькова) и Исаак Пивоварский. Втроем они регистрируют компанию «N.Starowoski i S-ka» и начинают производство велосипедов.
К этому времени в Польше выпускают велосипеды несколько компаний. Выделяются лодзинская фабрика «Wicher», предприятия Бронислава Варена и «Maison Ormonde» в Варшаве. Велосипеды для армии собирают государственные фабрики «Panstwowe Zaklady Lotnicze» в Варшаве и «Panstwowe Fabryka Broni» в Радоме. Самая крупная польская велосипедная фабрика «Tornedo», созданная в 1904 году, принадлежит Вильгельму Торнову и находится в Быдгоще. Здесь из немецких комплектующих штампуются велосипеды под брендами «Gromada», «Wisla», «Tornedo-Specjal» и «Tornedo-Original». В течение 1920−1930-х в Быдгоще будут открыты еще несколько велосипедных производств — местные фабрики обеспечивают около 60% всех объемов продаваемых велосипедов на рынке межвоенной Польши.
Конструкционным лекалом для компании «N.Starowoski i S-ka» становятся немецкие модели, а источником комплектации — европейские и польские заводы. Ступицы колес импортируются из Германии, где находится один из мировых лидеров по их производству — компания Fichtel & Sachs. Хромированные диски, спицы и кожаные седла Старовольские заказывают в Латвии. Шины поставляет фабрика Stomil — один из лидеров польской химической промышленности.
Рабочие фабрики «N.Starowoski i S-ka» собирают из всего этого две модели велосипедов — «Niemen» и «Wilja». Растущий спрос на них на Kresach Wschodnich (среди корпоративных покупателей, например, фигурирует почтовое отделение общепольской организации военного обучения) заставляет владельцев компании в начале 1930-х годов купить новое здание для расширения фабрики. Ее мощности составляют 15 тысяч «роверов» в год. В 1936 году, например, 100 рабочих выпускают 10 тысяч двухколесных друзей. Это значительный объем, учитывая, что велосипеды собирают в 1930-х около 30 фабрик. Один из лидеров рынка быдгощская «Tornedo» завершает 1936-й производственный год с показателями 5,5 тыс. велосипедов собственных марок и 30 тыс. велосипедных рам для других производителей. Перед войной в самом Гродно догнать Старовольских пытаются Гершон и Лейба Линник, запустившие фабрику «B-cia Linnik».
Мотоциклетные перспективы и закат «Niemen»
Старовольские не забывают «швейную тему» — их фабрика в начале 1930-х годов выпускает швейные машинки под брендом «Veritas». Но перспективу для бизнеса они видят в другом.
В конце 1920-начале 1930-х годов страны Восточной Европы переживают мотоциклетный бум. В Советском Союзе в 1934 году запускается серийное производство тяжелых мотоциклов ПМЗ для Красной Армии на Подольском механическом заводе — бывшем заводе швейных машинок Singer. Их бывший дилер Нохим Старовольский в этом же году выводит на рынок мопед NiemenR75 с двигателем немецкой компании Sachs. А через два года, в 1936 году его компания, переименованная в «Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka», начинает серийное производство модных так называемых «сотней» — легких мотоциклов с объемом двигателей менее 100 куб. см. Первой моделью станет «NiemenR100». Популярность «сотней» у населения обусловлена невысокой ценой, а также тем, что для их вождения не требуется водительское удостоверение.
В мотоциклах для гродненских конструкторов примером для подражания становятся британцы. Их компании — главные поставщики комплектации для «Niemen100DV» (с объемом двигателя 98 куб. см), «Niemen125DV» (125 куб. см) и «Niemen150DV» (150 куб. см). На большинстве моделей устанавливаются двигатели вулверхэмптонской компании «Villiers», британские топливные баки и фары. От мюнхенской компании «Sachs» Старовольские и Пивоваркий получают тоже двигатели, а также колеса. Шины поставляет польская фирма «Stomil».
Мощности «Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka» по выпуску мотоциклов составляют 500 единиц в год. В первый год, согласно имеющейся статистике, выпущено 100 мотоциклов. Старовольские имеют некоторую фору перед конкурентами, которые позже идут в тему «сотни»: «Tornedo» и «Perкun», например, выходят в эту нишу в 1937—1938 годах. По разным оценкам, за 1936−1939 годы гродненская фабрика «Niemen» успеет выпустить от 300 до 500 мотоциклов. Они продаются не только на Kresach Wschodnich, но и в Центральной Польше — через торговое представительство в Варшаве.
Самые ходовые модели «NiemenR100», «Niemen100DS» и «Niemen100DV» предназначены для перевозки одного человека, но предусмотрена установка дополнительного кресла. Мотоциклы активно используются для путешествий — при массе 70 кг «NiemenR100», например, способен развивать скорость до 60 км/ч, а емкость бака и расход топлива (2,25л /100 км) помогает преодолевать расстояния до 400 километров. При этом их стоимость относительно невелика — 900 злотых.
Весной 1939 года Старовольские ставят на конвейер более мощные модели. В 1939 году планируется собрать 250 единиц «Niemen125DV» и «Niemen150DV». Но планам не суждено сбыться из-за вступления на территорию Западной Беларуси и Гродно советских войск.
Фабрика, движимое и недвижимое имущество Старовольских и Пивоварского будет национализировано. Мотоциклетная программа сразу же свертывается, и предприятие некоторое время выпускает только велосипеды. После войны на его базе будет создан Гродненский завод бытовых приборов (после нескольких реорганизаций он как объединение «Волна» прекратит существование в 1996 году). В 1970-х годах его мощности будут перенесены на новое место, а историческое здание первой в истории Беларуси мотоциклетной фабрики в 2005 году преобразят в офисный объект.
В 1939 году советские власти арестуют бывших хозяев «Kresowa fabryka rowerow i motocykli „Niemen“ N. Starowoski i S-ka». Как выяснит гродненский историк Виктор Саяпин, Лазаря Старовольского поместят в белостокскую тюрьму, где его следы и теряются. Нохим Старовольский вместе с семьей будет сослан в Казахстан, в 1946 году переедет в Польшу, а оттуда в 1948 году — в Израиль. Его внук Иосиф Старовольский возглавит гродненское землячество в Израиле.