Власти нашли причину «дела медиков». Что с ней делать?
Летом прошлого года в Беларуси разразился коррупционный скандал в системе здравоохранения. Немало высокопоставленных сотрудников различных госорганизаций оказались в местах лишения свободы. Теперь власти думают, как не допустить прошлогодних событий.
Минфин: громкого дела можно было избежать
«Дело медиков» стало обобщающим названием многочисленных случаев коррупции в системе здравоохранения, которые выявили правоохранительные органы за последний год. В июле этого года в суд было направлено очередное уголовное дело по этому процессу: обвиняемых — более 20 человек.
Ранее власти заявляли, что из-за коррупции в системе здравоохранения завели 95 уголовных дел и почти 100 человек оказались под следствием. Александр Лукашенко в этой связи отмечал, что важно найти причину, которая привела к массовой коррупции в системе Минздрава.
Согласно версии Комитета госбезопасности, которая ранее озвучивалась, к многочисленным фактам взяточничества привела забюрократизированная система госзакупок лекарств и оборудования, которая создавала условия для коррупционных преступлений.
Однако, как оказалось, мнение по поводу причин возникновения «дела врачей» есть и у Министерства финансов.
Начальник главного контрольно-ревизионного управления Минфина Александр Гончар полагает, что «дело медиков» удалось бы предотвратить, если бы в стране сохранилась действенная система ведомственного контроля.
В своей статье, опубликованной в последнем номере ведомственного журнала «Финансы, учет, аудит», представитель Минфина обратил внимание на то обстоятельство, что с 2010 года количество сотрудников, которые были уполномочены контролировать работу госорганизаций, постоянно сокращалось вследствие неоднократных кадровых оптимизаций.
«По факту в структуре многих госорганов к моменту последней оптимизации, проведенной к 1 сентября 2017 года, служб ведомственного контроля уже не существовало либо соответствующие обязанности были возложены на 1-2 работников, что не позволяло государственным органам качественно заниматься такой деятельностью», — подчеркивает начальник главного управления Минфина.
С 2018 года, считает он, когда в стране было принято решение отменить плановые проверки в корпоративном секторе, госорганы вовсе лишились реальных возможностей контролировать деятельность госорганизаций.
Сложившаяся ситуация, полагает Александр Гончар, привела к тому, что «своевременно осуществлять предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства, обеспечивать сохранность, целевое и эффективное использование» госимущества оказалось весьма сложно.
«По нашему мнению, если бы не отмена ведомственного контроля, то наша страна могла избежать громкого “дела врачей”», — убежден Александр Гончар.
Контроль усилить, виновных оштрафовать
Что теперь предлагают сделать власти, чтобы «дело медиков» не повторилось и в госсекторе стало больше порядка?
По данным Минфина, шестнадцать госорганов и госорганизаций поддерживают предложения о внедрении в стране системы внутреннего контроля и аудита в государственном секторе.
В Минфине отмечают, что если такая система будет создана, то сотрудники соответствующих служб смогут не только следить за законностью работы госсектора, но и анализировать его экономическую эффективность, а также находить потенциал для улучшения работы подведомственных госорганизаций.
Предполагается также, что если систему внутреннего контроля и аудита в госсекторе создать, то у госорганов появятся действенные возможности в том числе по профилактике коррупционных проявлений, своевременному упреждению и пресечению нарушений законодательства в подведомственных предприятиях.
Кстати, в Беларуси после нашумевшего «дела медиков» появляются и другие предложения по повышению эффективности борьбы с коррупцией.
В частности, Генеральная прокуратура предлагает наказывать коммерческие структуры внушительными штрафами, если суд установит, что в их интересах давалась взятка. Предполагается также, что юрлица, которые имеют административные взыскания за коррупцию, будут вноситься в реестр недобросовестных предприятий.
Прозрачность и публичность
«Дело медиков», предполагают эксперты, позволит навести некоторый порядок в системе здравоохранения, а именно: существенно уменьшить количество случаев, когда медоборудование и лекарства из-за коррупционных схем закупаются по завышенным ценам.
«Это хорошо, что ведется в этом направлении борьба с коррупцией. Случаи в системе здравоохранения, о которых стало известно, показали, что отдельные лица, используя служебные полномочия, перекладывали в карман деньги, которые им не принадлежали», — отметил в комментарии для БелаПАН председатель наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ Игорь Пелипась.
Он предполагает, что такая ситуация сложилась из-за непрозрачных отношений, которые сформировались между коммерческими структурами и учреждениями здравоохранения.
«Наверное, теперь, после этого громкого дела, количество правонарушений в этой сфере станет меньше, и ответственные лица будут бояться нарушать законодательство. В будущем нужно добиться того, чтобы закупки осуществлялись по правилам, которые бы исключали или минимизировали человеческий фактор», — полагает Игорь Пелипась.
Схожего мнения придерживаются и другие наблюдатели.
«В Беларуси пытаются строить ИТ-страну, и нужно добиваться того, чтобы это была не просто декларация. Применительно к тендерам следует стремиться к внедрению современных информационных систем, которые позволят осуществлять госзакупки автоматическим образом», — считает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль.
Мировой опыт, говорят эксперты, позволяет найти и другие способы, которые также позволяют минимизировать коррупционные проявления. В частности, на Западе и в России уже существует практика, когда фармацевтические компании публикуют сведения о том, какие суммы и кому из медицинских работников они выплачивают, рассказал БелаПАН кандидат экономических наук Георгий Гриц.
К слову, российские СМИ недавно подсчитали, что крупные фармацевтические компании ежегодно выплачивают десятки миллионов долларов медикам за разного рода «консультационные» услуги.
«На законодательном уровне в Европе оговорено, что фармацевтические компании обязаны раскрывать информацию о различных выплатах сотрудникам медучреждений. Этот опыт может быть применен и в Беларуси. Бизнес должен чувствовать публичную ответственность за такие действия», — считают Георгий Гриц.
Также, полагает он, над госсектором должен быть восстановлен контроль, который бы позволял минимизировать вероятность незаконного обогащения за счет народных (бюджетных) средств.
«Создать действенную систему контроля и аудита в отношении госсектора, как предлагает Минфин, наверное, стоит. Это соответствует международным подходам», — отмечает Георгий Гриц. Он напомнил, что на международном уровне давно утверждены стандарты аудита в госсекторе, которые используют многие страны.
А вот бороться с коррупцией в здравоохранении (и не только) с помощью включения юрлиц (в интересах которых давались взятки) в реестр недобросовестных организаций не стоит, считают экономисты.
«Одно дело — наказать топ-менеджера компании за взятку и совсем другое — внести компанию, за которой стоят много рядовых работников, в реестр недобросовестных организаций. Кто с ней после этого захочет работать?!» — подчеркнул в комментарии для БелаПАН Олег Мазоль.