Беларусь хочет ограничить право вето в ЕАЭС. Возможно ли это?
Министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой заявил, что надо ограничить право вето в межправительственном совете Евразийского экономического союза, потому что оно мешает устранять барьеры в торговле между странами. Однако сделать это будет невозможно без пересмотра Договора о ЕАЭС.
В интервью телеканалу «Беларусь-1» Крутой отметил, что наличие права вето у стран в ЕАЭС негативно отражается на устранении барьеров.
— За 5 лет 7 раз страны этим правом пользовались. Наличие в принципе такого института не способствует общей цели устранения всех препятствий. Может, надо определить несколько областей, где премьер-министр не может использовать это право вето.
Возможно ли сделать это?
Право вето — обратная сторона консенсусного принципа, согласно которому все страны — участницы ЕАЭС должны поддержать решение, чтобы оно было принято. Такой принцип принят для решений на уровне глав государств ЕАЭС (Высший совет), глав правительств (межправсовет) и вице-премьеров (Совет Евразийской экономической комиссии).
Дмитрий Крутой говорил об уровне межправсовета — премьер-министров государств — членов ЕАЭС. Тут принцип консенсуса установлен в статье 17 Договора о ЕАЭС. Там нет никаких исключений, которые предлагает ввести белорусский министр — вроде областей, на которые право вето не распространяется.
Чтобы изменить это правило, нужно менять Договор о ЕАЭС. Изменения в него оформляются протоколами.
Каждый протокол — фактически новый международный договор. Чтобы его одобрить, нужны подписи президентов всех стран ЕАЭС (сегодня — Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия), а также ратификация внутри каждой из этих стран.
Пока сложно представить, что остальные государства ЕАЭС по просьбе Беларуси пойдут на такое серьезное изменение Договора о ЕАЭС, которое к тому же ослабит их возможность блокировать неудобные для себя решения.