Волонтеры «Весны» провели тестовый пикет по новым правилам массовых мероприятий
Волонтеры правозащитного центра «Весна» провели пикет «За отмену всех запретов и запрет всех отмен» в минском парке Дружбы народов. Кроме того, что это первая так называемая «монстрация» в Беларуси, это еще и первая акция, проведенная по новому закону о массовых мероприятиях — в уведомительном порядке.
В конце января в силу вступили поправки в закон о массовых мероприятиях. Теперь достаточно уведомить власти о планах провести акцию, если проводишь ее на специально выбранных площадках. В Минске их шесть — это скверы и парки, находящиеся не в центре города. Волонтеры «Весны» решили протестировать новый порядок и по лотерее выбрали одну из шести площадок. Выиграл парк Дружбы народов (Бангалор).
Участники акции обратили внимание, что эта площадь, как и остальные «разрешенные», не подходят для нормальных массовых мероприятий.
— Тут нет проходящих мимо людей, нет целевой аудитории, будешь стоять в какой-то непонятной луже, — рассказала заявитель акции Наталья Сацункевич.
Первое отличие монстрации от предыдущих акций — заметно меньше милиции. Наталья спросила у одного из сотрудников, сколько их тут сегодня. Он сказал, что четверо. Мы не увидели больше. Двое в форме, двое — в штатском. Одному из них, снимавшему все на видео, участники предлагали присоединиться к монстрации — у них был свободный плакат.
Еще одно новшество последних месяцев — власти утвердили расценки на оплату работы милиции. Эти услуги сейчас стоили 76,5 рублей, рассказала Сацункевич. Скорая помощь и «Зеленстрой» должны выставить расценки потом. Заключить с ними всеми договоры было нелегкой задачей, рассказала активистка.
— В пятницу нам позвонили из ГУВД, сказали, что им из исполкома передали наше уведомление. Они сказали, что готовы работать. Механизм не отлажен — в Мингорисполкоме нам не могли сказать, с кем заключать договоры. Отправляют в ЖКХ, они говорят, что убирают дворы. Со скорой — то же самое, говорят: если что-то случится, вызовите 103. Но постановление Совмина обязывает нас иметь договор с медицинским учреждением.
С ГУВД получилось заключить договор. В «Зеленстрое» сумму за уборку территории выставят по факту.
— Сразу они сказали, что у них юрист в отпуске, и поэтому они не заключают договоры. Но, я так поняла, в итоге ее или его вызвали из отпуска.
Сможете ли вы протестовать в Беларуси по закону? Веселый тест
Машина скорой помощи дежурила неподалеку от площадки, где развернули свои плакаты активисты-правозащитники. Они возмущались тем, что медиков могли бы направить заниматься более важными делами.
— Если мы будем заявлять акцию каждый день, каждый час, на всех шести площадках, мы что парализуем работу минской скорой помощи?
На акцию пришла Марина Корж из кампании «Маршируй, детка». Эта инициатива возникла после того, как Александр Лукашенко «завернул» концепцию закона о домашнем насилии и работа над ним прекратилась. Недавно милиция запретила активисткам проводить танцевальный флэшмоб в торговых центрах, в том числе — частных, посчитав это массовым мероприятием, на которое надо брать разрешение.
— Это абсурд, танец никому не угрожает. Торговые центры уже обеспечивают охрану людей, поэтому дополнительные согласования нам кажутся лишними. Мы можем собираться, танцевать и говорить о теме насилия где угодно, мы изначально — ненасильственное движение.
Активисты стояли с плакатами около 40 минут, свернули их и разошлись. Организаторы пошли к машине скорой помощи, узнать, как и с кем им заключать договор. За время акции, кроме милиции и журналистов, никто не прошел мимо и не подошел почитать плакаты. В парке было очень малолюдно.