Почему бизнес не спешит в регионы, а для продажи столовой нужен первый вице-премьер
Бурные эмоциональные дебаты о перспективах развития бизнеса в регионах развернулись в Совете по развитию предпринимательства. Недвижимость, земля, бюрократия, силовики, проверки, жалобщики, дефицит кадров. Бизнес сыпал проблемами так, что главе Совета, первому вице-премьеру Александру Турчину, пришлось напомнить, что за последнее время сделано немало для раскрепощения бизнеса — от декриминализации экономических статей до нового Налогового кодекса. Впрочем, и сам Турчин жестко прошелся по наболевшим вопросам, озадачив собравшихся «домашним заданием».
О помощи государства и пользе льгот
«Первый барьер — дефицит производственных площадок. Идея есть, а податься с ней некуда. Есть варианты вроде заброшенных помещений, требующих больших вложений, — и занимает это от полугода до двух лет, в течение которых предприниматель несет издержки», — отметил директор ООО «Марк Формэль» Андрей Сериков, уточнив, что многие еще на этом этапе отказываются от проекта. При этом способ решения вопроса известен — технологические парки для малого бизнеса, где площади сдаются в аренду. В регионах Беларуси таких объектов нет, констатировал бизнесмен.
«Когда мы открывали свой первый швейный цех, мы всю Минскую область объехали и случайно нашли», — констатировал он.
Привлечение бизнеса в малые города — это бизнес-проект, причем окупаемый, но инвестировать в это должно государство, ведь это «длинные» инвестиции, считает Андрей Сериков.
Он отметил, что проблемой является небольшой внутренний рынок страны — 10 млн населения. Без экспорта не справиться — невозможно увеличивать число работающих только на внутренний бизнес предпринимателей, уверен он.
Глава ООО «Конте Спа» Валентин Байко поделился личным опытом инвестиций в райцентр. В прошлом году 4 млн евро он вложил в непрофильный проект в Щучине — фабрику по производству шампиньонов. До сентября будет еще один такой проект с аналогичными инвестициями.
«За два года — около 10 млн вложений и 200 созданных рабочих мест, и уже ощущаем нехватку рабочих рук. Бизнес, как рыба, плывет туда, где лучше, и важно анализировать свои условия, сильные и слабые стороны», — подчеркнул Байко, отметив, что, к примеру, имеющаяся льгота в виде налога на прибыль, одна из немногих для бизнеса, работающего в малых городах, вызывает вопросы. «Эта льгота хороша, когда есть прибыль. Когда ее нет или она очень маленькая, это очень слабый стимул», — обратил внимание он.
Возвращаясь к профильному бизнесу, Валентин Байко подчеркнул, что экспорт необходим, так как внутренний рынок слишком мал. Но конкурировать легкой промышленности приходится глобально — с той же Бангладеш. «И у бизнеса вопрос: строить тут в малом городе производство или в Узбекистане, где другие условия и другая стоимость ресурсов?» — отметил бизнесмен.
Есть и глобальные вопросы на уровне правительства, добавил он. К примеру, в России 20−30% составляет субсидия при строительстве, скажем, молочной фермы. Эту тему затрагивали и другие участники встречи.
При этом Байко не забыл отметить и позитивные изменения последнего времени, в том числе новую редакцию Налогового кодекса.
Идем советским путем?
«Лет шесть назад купил здание в районном центре, организовал там предприятие, где сегодня работают 50 человек. Здание, которое 20 лет никому не нужно было, сразу стало всем нужно, как только приобрел. Как только заработало предприятие — рядом два дома построили, уменьшили санитарную зону, чтобы каждые полгода замерять выбросы и контролировать…» — поделился опытом гендиректор ООО «Альянспласт» Николай Силинов.
«Мы сами создаем проблемы в малых городах», — заявил он, напомнив о закрытых предприятиях в разных городах Витебской области: в Сенно закрывают молочный завод на 130 работников — молока не хватает, в Толочине — хлебозавод, там 25 человек работали. «А мы рассуждаем, как развивать регион. Опыт показывает, что люди, желающие и умеющие работать, пока есть, но квалификация не очень высокая — это просто рядовые исполнители», — признал Силинов и рассказал, что год ему пришлось людей возить за 50 километров, пока местные учились. Сегодня, отметил бизнесмен, сюда уже передают экспортные заказы.
«Важно сегодня бережно выращивать тех предпринимателей, кто там еще остался. Второе, нужно вернуться к опыту 70-х — в райцентрах большие заводы имели свои цеха, где работали люди», — сказал бизнесмен.
А если народ — против?
Директор ООО «ПАК-управление» Виктор Лемешевский озвучил перечень проблем от коллег-предпринимателей. «К примеру, в Польше законодательство похоже, но результат иной. Почему такая разница? Там была мощнейшая госкампания по поднятию статуса предпринимателя, правительство призывало поляков становиться предпринимателями, речь шла о них как об основе экономики. У нас — традиционно негативное отношение как к спекулянтам, 488-й указ все еще действует (указ о борьбе с лжепредпринимательскими структурами, перестанет действовать в ближайшее время. — Прим. ред.), отсутствие презумпции невиновности, невозможность взыскать в досудебном порядке дебиторскую задолженность с госпредприятий. Поддержки со стороны государства не чувствуется», — отметил он.
Бизнесмен считает необходимым провести аудит компетенций, чтобы, к примеру, технопарки создавать там, где есть эти компетенции, где есть кадры. Где нет — сделать ставку на другие отрасли: сельское хозяйство, туризм.
Впрочем, есть у Виктора Лемешевского и собственная головная боль: «Первая аккумуляторная компания» строит аккумуляторный завод под Брестом, и его компанию, несмотря на наличие всех разрешений и многочисленные проверки, засыпают жалобами протестующие против объекта.
«Группа нигде не работающих активистов получает гранты и бомбит жалобами все органы госуправления: и региональные, и областные, и Минприроды, МЧС, Минздрав, Совмин и Администрацию президента. У многих этих органов нет своей экспертизы — запросы отправляют на предприятие, предприятие должно отвечать и на жалобы активистов, и на запросы госорганов по списку. В итоге блокируется работа. Для примера: за 10 месяцев Минприроды получило 250 жалоб объемом от 30 до 70 страниц — и на все нужно ответить», — рассказал Лемешевский, отметив, что таких проблемных с точки зрения недовольства общественности объектов сейчас — 10−12 по стране.
Бизнесмен предлагает скорректировать закон об обращениях граждан и юрлиц, исключив возможность повторного обращения лиц, с которыми прекращена переписка, расширив перечень оснований, по которым обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, и предусмотрев ответственность за заведомо ложные сообщения.
— К примеру, пишут в правоохранительные органы, которые, кстати, адекватно на это реагируют. Но 27 проверок было у нас за десять месяцев…
— Маловато, — пошутил глава «Амкодора» Александр Шакутин.
— К сожалению, это совершенно серьезно, — ответил Лемешевский.
Кстати, истории про активных жалобщиков нашлись у многих. В том числе и связанные с шантажом вроде «пока не устроите сына на работу, буду писать…».
«Доходит до того, что в промзоне мы не можем построить завод — народ против. У нас что, народ выше законодательства?» — недоумевал Александр Шакутин.
«Оршанский синдром»
На проблемы с местными властями активно указывал и экономист Ярослав Романчук. «Местные власти действуют так, будто Беларусь не является единым экономическим пространством, — заявил он, обратив внимание на региональный протекционизм. — Для большого бизнеса должны быть созданы условия для экспансии в регионы, чтобы они подтягивали малый и средний бизнес. А у нас большой бизнес вырастили — а потом думают, как бы его щипануть. А именно он мог бы помочь регионам».
Рассуждая о конкуренции районов, Романчук заявил про «оршанский синдром»: «Почему одному району дали 2 млрд, а не было конкуренции за эти деньги? У них наилучший план? Я посмотрел — я бы копейки не дал».
Дорогая земля
Несколько раз на заседании поднимался вопрос с выделением земли. Зампред Могилевского облисполкома Виктор Некрашевич, в частности, призвал рассматривать эффективность выделения земли. «Есть инвестор, который хочет 1 га земли, чтобы вложить в проект 10 млн. Но это земли сельхозназначения. Хотя если мы понимаем, что за 100 лет возделывания этой земли мы и десятой части инвестиций не заработаем, почему не выделить этот гектар инвестору при условии сохранить баланс земли? Нужны прозрачные условия: мы не создаем исключения под инвестора, а создаем прозрачные условия для его прихода», — подчеркнул Некрашевич.
Гендиректор СООО «Хенкель Баутехник» Сергей Новицкий также обратил внимание на проблему с площадками под проекты. «Сам процесс землеотвода — это годы, даже не месяцы. Правоприменительная практика страдает. Инженерной инфраструктуры нет, а не все инвесторы могут в это вложиться. Есть и избыточные обременения», — отметил он.
Действуем системно, думаем сами
Александр Турчин признал, что развитие регионов пойдет быстрее, если крупный бизнес придет в районы и там активизирует свою деятельность.
Он напомнил историю с предложением председателю совета директоров компании «Табак-инвест» Павлу Топузидису взять кураторство над предприятием «Иловское» в Мядельском районе, которое специализируется на производстве плодовых и фруктово-ягодных вин, кальвадоса.
— Это попытка пилотного проекта. Небольшой поселок Илово, завод выпускает вино из местных продуктов, голубики, малины, задействуя потенциал местных жителей. В поселке 150 жителей, на заводе работают 140. Я с людьми поговорил, зарплата небольшая, в районе 600 рублей — но за работу все держатся. Если завод закроют, идти некуда. Идти по традиционному пути (господдержки)? В бюджете средств на это нет. Почему я попросил Павла Георгиевича (Топузидиса. — Прим. ред.) — у него розничная сеть. Он заставит их делать то, что продается, а не то, что они делали сто лет. Когда он их «отредактирует», предприятие будет конкурентно не только в «Короне», а в принципе.
При этом Турчин призвал сформулировать, что нужно для того, чтобы у крупного бизнеса были стимулы приходить в регион, отдавать туда сперва несложные операции, а потом и более серьезные. Это Турчин назвал «домашним заданием» для членов Совета.
Первый вице-премьер признал, что есть «две-три системные вещи», которые необходимо сделать. В том числе речь, видимо, и о практической реализации постулатов о декриминализации экономических нарушений, ведь ремарки на эту тему звучали за овальным столом на протяжении всех трех часов заседания. Однако бизнесу и самому необходимо проявлять активность, уверен глава Совета по развитию предпринимательства.
«В чем успех декрета № 8 (о цифровизации экономики)? Потому что его писал бизнес. Если бы писали чиновники — ничего бы не получилось. Когда мы говорим об улучшениях законодательства с посылом „надо бы сделать“, вопрос: кто вам будет делать? Профильное министерство? Если какая-то норма МЧС или энергетиков мешает бизнесу, эти министерства должны сами себе урезать полномочия и упростить так, чтобы вам было понятно? Если мы хотим что-то сделать, надо пытаться сделать нам, самим».
Признал Александр Турчин и то, что некоторые белорусские бизнесмены переросли национальный уровень и у них есть необходимость создавать предприятия за пределами Беларуси. «Но основа, центры прибыли должны оставаться в нашей стране», — уверен он.
Первый вице-премьер призвал своих бывших коллег из исполкомов поддерживать диалог с бизнесом, решать вопросы предпринимателей на своем уровне, в первую очередь речь о вопросах с землей и недвижимостью.
— Вот пример: обратилась в Совет женщина по выкупу арендованного имущества в Несвижском районе. Человек 13 лет арендует столовую в Несвиже, хорошая столовая, она готова вкладывать в развитие…
Рассказ Турчина прервали подсказкой, мол, вопрос решен.
— Да, я знаю, что вопрос решен. Но почему после поручения первого вице-премьера? Не должны эти вопросы доходить до Совета, должна работать система. Имеешь право? Значит, обратился и купил. И не надо поручений. Зона доверия бизнеса и власти должна возникать, — резюмировал первый вице-премьер.