Условия - равные, цена - на аукционе. Но есть разногласия. Как Нацбанк видит рынок плохих долгов
В Беларуси подготовлен проект указа о рынке проблемных долгов, предполагающий создание равных и понятных условий торговли для всех участников рынка, порядок условия торговли ими на БВФБ и наделение Агентства по управлению плохими долгами новыми функциями. Об этом заявил зампред правления Нацбанка Дмитрий Лапко на пресс-конференции в четверг, признав, что по проекту пока есть разногласия с госорганами.
«26 декабря будет согласительное совещание, и до конца года документ планируем внести в правительство», — добавил он.
Дмитрий Лапко подчеркнул, что финансовая стабильность — один из приоритетов страны и банковский сектор вносит самый существенный вклад в финансовую стабильность. «Уровень достаточного капитала находится на высоком уровне, прибыльность не вызывает тревоги у регулятора. Предельный уровень по плохим активам — не выше 10%», — отметил он.
Зампред правления напомнил, что для работы с проблемными долгами в Беларуси уже предприняты определенные шаги, в частности, принят указ № 200. «Это не банкам нужно в первую очередь, они эти проблемы уже алоцировали, потери уже учтены в капитале. Это вопрос справедливости распределения ресурсов, вопрос воздействия токсичных предприятий на нормальные, на тех, кому они не платят», — подчеркнул Лапко.
Рассказывая о сути дискуссии вокруг документа, зампред обратил внимание на то, что вопрос справедливой цены актива сложный. «Мы предлагаем аукцион, чтобы понимать, как цена будет образовываться. Есть вопрос к первоначальному дисконту, к дисконту по долгам госпредприятий. Мы полагаем, что права у всех должны быть равные. В том числе для госпредприятий», — рассказала он.
Среди ключевых участников рынка регулятор видит Агентство по управлению активами, куда переданы сельхозпредприятия, часть из которых проходила санацию, а часть активов предназначалась на продажу. Рано или поздно Беларусь придет и к созданию коллекторских агентств, считает представитель Нацбанка.
«Мы свою задачу видим в обеспечении прав кредиторов. Это перекликается и с рекомендациями Всемирного банка, с тем, что мы не добираем баллы в рейтинге оценки условий ведения бизнеса по позиции „права залоговых кредиторов“. Есть и вопрос с гарантиями правительства в рамках выданных тем должникам, по которым уже идет реализация. Сохранять ли гарантии? Это тоже увязано с МСФО и справедливой стоимостью активов», — отметил Дмитрий Лапко.
Как ранее сообщалось, в 2017 году, по данным КГК, из республиканского и местных бюджетов предприятия получили 4,5 млрд рублей господдержки, что сопоставимо с 2016 годом. При этом Минфин говорит о сокращении господдержки на 10% в год.
Зампред правления Нацбанка Сергей Калечиц подчеркнул, что для сокращения господдержки «есть и необходимость, и возможность». «Это несвойственная функция бюджета — постоянно поддерживать на плаву предприятия. Бюджет должен иметь социальную направленности и направленность на развитие. Тратить огромные суммы на поддержку предприятий и отраслей до бесконечности невозможно», — сказал Калечиц.