Кийко: Переговоры по компенсации налогового маневра заглохли еще в сентябре-октябре по инициативе РФ
Переговоры по налоговому маневру закончены, но все ждут встречи президентов Беларуси и России. Об этом в кулуарах парламента журналистам сообщил замминистра финансов Дмитрий Кийко.Дмитрий Кийко
«Наша позиция исходит из того, что у нас определены базовые условия поставки и переработки нефти при подписании договора о Евразийском экономическом союзе. Два условия есть — зачисление в бюджет Беларуси вывозных таможенных пошлин от нефтепродуктов в размере до 1,5 млрд долларов, и беспошлинная поставка нефти в размере 24 млн тонн. Параметры налогового маневра, который Россия планирует реализовать с 2019 года, предусматривает ежегодно в течение 6 лет снижение ставок вывозных таможенных пошлин на 5 процентных пунктов. Соответственно для нас будет уменьшаться сумма вывозных пошлин, получаемая бюджетом вплоть до полной потери данного источника с 2025 года», — пояснил он.
С учетом формирования для Беларуси цены на нефть по формуле «мировая цена минус пошлина», цена нефти для нас будет расти.
«Поэтому мы считаем, что раз условия, которые были определены при создании ЕАЭС, ухудшаться не должны, то компенсация определяется достаточно просто — разница вывозных пошлин (в сравнении с 2018-м годом) умноженная на объем нефти. Это размер компенсации. При цены барреля нефти около 70 долларов это чуть больше 300 млн долларов в год. Причем сумма нарастающая — каждый год по 300 млн долларов», — рассказал Кийко.
Всего с учетом потерь НПЗ сумму Беларусь оценивает в 10,8 млрд долларов за весь период.
Сейчас переговоры на уровне Минфинов закончены, сказал Кийко.
«Ждем встречи глав государств. Мы приложили все усилия, чтобы переговоры минфинов были конструктивными. Вопрос начал обсуждаться еще в июне и мы до определенного момента достаточно конструктивно взаимодействовали», — уточнил замминистра.
Обсуждалось два варианта компенсации, Беларусь хотела компенсации через цену нефти, Россия — за межбюджетный трансферт, но это не было принципиальным разногласием.
«Уже в сентябре и октябре по инициативе российской стороны они прекратились. Вопрос вышел на уровень правительства. Российская сторона больше заблокировала этот процесс — мы правительствам не смогли предложить решения, которые помогли бы окончательно определиться с механизмом компенсации», — уточнил он.
Причина не в том, что, к примеру, Беларусь была против межбюджетного трансферта, заверил Кийко.
Напомним, Беларусь и Россия обсуждают механизм компенсации белорусской стороне выпадающих доходов из-за начала реализации налогового маневра в нефтяной сфере. В течение шести лет глобальные потери для Беларуси составят порядка 10 млрд долларов. Стране будет сложно самой компенсировать выпадающие доходы, заявил замминистра финансов Андрей Белковец.
По словам вице-премьера Беларуси Игоря Ляшенко, только в 2019 году Беларусь рассчитывала получить от России 310−315 млн долларов компенсации за налоговый маневр. В ответ на это министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Москва не давала Минску каких-либо обещаний по выплате компенсаций за налоговый маневр.
11 декабря вице-премьер РФ Дмитрий Козак на встрече с делегацией из Беларуси не стал обсуждать компенсацию потерь от налогового маневра и предоставление скидки на газ. На заседании Совмина Союзного государства премьер-министры России и Беларуси также не договорились по данному вопросу.
Президент Беларуси после недавней встречи с президентом России заверял, что все чувствительные вопросы, в первую очередь компенсации налогового маневра, планируется решить до конца года.
17 декабря Александр Лукашенко призвал белорусов не волноваться из-за налогового маневра.