Порубили декор из пенопласта и спрятали на даче? На гродненского отельера Семашко завели дело
Известного гродненского отельера Станислава Семашко и его жену Наталью подозревают в том, что они уничтожили декор для своего отеля, не заплатив его производителю. Возбуждено уголовное дело. Если супругов признают виновными, им грозит до десяти лет колонии, сообщает «Радыё Свабода».
Новый апарт-отель, из-за которого начался конфликт, находится в центре города, напротив тюрьмы, в нескольких шагах от Советской площади. Зданию более 130 лет. Когда-то там располагались еврейская школа и молитвенный дом. Последние годы здание стояло заброшенным. 7 ноября нынешнего его торжественно открыли после реконструкции.
Владельцу здания Станиславу Семашко 66 лет, родом он из Щучина. В Гродно возле автовокзала также расположен его отель, который называется его фамилией. Кроме гостиничного бизнеса, у бизнесмена есть проектная компания. Семашко называет себя первым белорусским предпринимателем — он был зарегистрирован под № 1 сразу после начала «перестройки». В 2009—2012 годах возглавлял провластный Союз поляков в Беларуси.
Потерпевшим по уголовному делу об уничтожении декора проходит 35-летний предприниматель из Фаниполя Георгий Приходько, который производил отделку для апарт-отеля.
История началась прошлым летом. Приходько получил заказ на оформление окон и стен для фасадов новой гостиницы. Декор должен был быть богатым, с пилястрами и завитушками.
Георгий рассказал «Свабоде», что на изготовление декора для окон он договаривался не непосредственно с Семашко — с генеральным подрядчиком стройки, гродненской фирмой «Городское строительство». Переговоры вел с заместителем директора Вячеславом Радюкевичем. Договор был устным.
«В „Горстрое“ полгода обещали, что будет подписан договор, но обманули. Забрали две накладные, неподписанные — и потом их уничтожили», — отвечает Приходько на вопрос, почему согласился работать на основании устной договоренности. К тому же, признает он, устные соглашения нередко практикуются в сфере строительства.
Производителя нашли аж в Фаниполе, так как декор из пенопласта такой сложности в Беларуси в принципе мало кто делает. Заказ оценили в 23 тысячи рублей. Семашко в августе 2017 года перечислил на счет Приходько аванс в размере почти 14 тысяч рублей. В платежном поручении значилось: оплата за элементы архитектурного декора, который предназначался для реконструкции гостиницы на улице Калючинской, 23 в Гродно. Это и есть тот самый апарт-отель.
Уже в сентябре 2017 года готовый декор доставили в Гродно.
Однако письменный договор с производителем так никто и не заключил, остаток суммы не перечислял. Более того, уже через месяц, в октябре 2017 года, Семашко обратился в Экономический суд Минской области с иском о том, чтобы Приходько вернул ему выплаченный ранее аванс. В исковом заявлении собственник отеля пояснил, что якобы ошибочно перечислил деньги предпринимателю, а Приходько не согласовал с ним ряд условий заказа (страну происхождения товара, материал, размеры, вид элементов). Поскольку предприниматель долго не решал эти вопросы, Семашко отказался заключать с ним договор.
Итак, бизнесмен через суд вернул себе уплаченные ранее почти 14 тысяч рублей — и взыскал еще 500 рублей за то, что ипешник якобы незаконно пользовался некоторое время его деньгами.
Куски декора нашли на даче под Щучином
После суда предприниматель попытался вернуть себе хотя бы отгруженный декор, так как надеялся продать его другому клиенту. Однако и это оказалось нереальным — декор ему не отдали. Приходько обратился в милицию с просьбой разобраться и вернуть ему товар.
Но — декор исчез с территории апарт-отеля. Милиционеры нашли то, что от него осталось, на даче Семашко под Щучином: кто-то порубил завитки и пилястры топором и уложил их в мешки.
«Мне показали эти осколки. Я узнал. Это мой декор. Я видел его в мешках», — говорит Георгий.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении Станислава и Натальи Семашко за умышленное уничтожение или повреждение имущества в крупном размере (ч. 2 ст. 218 УК). Их подозревают в уничтожении 975 элементов декора.
Приходько: «Я никого не хочу посадить»
Восстановить декор невозможно. Приходько хочет, чтобы ему компенсировали стоимость утраченных изделий.
«Мне больше ничего не надо. Я никого не хочу посадить. На эти деньги можно купить нормальную машину», — объясняет Георгий.
Предприниматель не имеет претензий лично к Семашко. Он полагает, что компенсировать ему вред обязан «ГорСтрой».
«С Семашко я не договаривался. Нас «ГорСтрой» столкнул с ним лбами. Больше у меня вопросов скорее к «ГорСтрою», — говорит Приходько.
Источник, который знает детали ситуации, но не хочет себя называть, рассказал «Свабоде» собственную версию конфликта. По его словам, Станислав Семашко мог согласовать с властями один вариант декора отеля, однако захотел украсить его по-другому. Поэтому разработал второй вариант — и именно его заказывал предпринимателю из-под Минска. Видимо, бизнесмен надеялся внести изменения в уже утвержденный проект, однако не получилось.
Семашко: декора не было, заплатили ошибочно
Сам Станислав Семашко опровергает свое и жены участие в уничтожении декора. Он направил соответствующие обращения в Следственный комитет, прокуратуру, облисполком — и утверждает, что не заказывал и не принимал декор ни от Георгия Приходько, ни от «ГорСтроя». Более того, не имел хозяйственных отношений с Приходько и даже не виделся с ним, пока не завели уголовного дела.
То, что Семашко перечислил Приходько аванс, его юрисконсульт Игорь Абрамович объясняет ошибкой.
«Бухгалтер перепутала: заплатила и туда, и туда. Декор мы заказывали у другого предпринимателя. Даже если дома идет ремонт, многое нужно. А когда идет реконструкция такого объекта?», — рассуждает Абрамович.
Следователи, возбуждая уголовное дело, не называют мотива и способа совершения преступления — это Семашко также считает нарушением.
«Тот хлам абсолютно не интересен Станиславу Людвиговичу. У него достаточно активов и доходов. Они нормальные люди, не психически больные. Зачем им что-то уничтожать? Они люди очень спокойные, тихие», — возмущается Игорь Абрамович.
Вообще собственник отелей отрицает, что декор существовал. Он называет найденные остатки строительным мусором, обломками гипса и пенопласта.
«Декор был отгружен насыпью, его при приеме не пересчитали, не взвесили, накладная была подписана с нарушениями — сотрудником «ГорСтроя», который не имел на это права, а подпись поставлена на оборотной стороне накладной», — говорит Игорь Абрамович.
То, что остатки декора нашли на даче под Щучином, бизнесмен объясняет так: вывез строительный мусор после того, как «ГорСтрой» отказался сделать это, а государственные инстанции выдали предписание срочно убрать его.
Задерживали ночью, выбивали двери
В своем обращении он также говорит о нарушении своих прав правоохранителями.
Как рассказал Игорь Абрамович, Станислава Семашко задержали вечером после того, как он отдыхал в бане, выпил алкоголь и принял снотворное. К сестре его жены милиционеры, мол, пришли ночью и выбивали ногами металлические двери в дом, незаконно провели обыск и задержали для допроса. Швейцара отеля Виталия Павловского, который свидетельствовал против Семашко, до этого продержали в милиции 11 часов, хотя допрос длился 35 минут. Абрамович настаивает, что такие показания нельзя учитывать, так как они были взяты под давлением.
Задержания происходили в середине октября.
С Семашко взята подписка о невыезде. Арестованы его банковские счета и дом, стоимость которого в 25 раз, по его словам, превышает размер ущерба в деле.
Следственный комитет ситуацию не объяснил
В Следственном комитете получить информацию о деле не удалось.
«Я не владею информацией о вопросе, который вас интересует», — сообщил «Свабоде» официальный представитель управления Следственного комитета Гродненской области Сергей Шершеневич.
Заместитель директора фирмы «ГорСтрой» Вячеслав Радюкевич также отказался от комментариев.