Почему власти Беларуси тормозят малое приграничное движение
Уже более восьми лет прошло после подписания Беларусью межправительственных соглашений с Литвой и Польшей об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных регионов. Однако соглашения так и не вступили в силу.
Причиной этого Минск называет неготовность приграничной инфраструктуры к значительному увеличению пассажиропотока через пункты пропуска. Эксперты же полагают, что реальные причины этой задержки лежат в политической и финансовой плоскостях.
Соглашения зависли
Соглашения о малом приграничном движении (МПД) с Польшей, Литвой и Латвией Беларусь подписала в 2010 году. Пока действует только белорусско-латвийское соглашение, которое вступило в силу 1 февраля 2012 года. Польша и Литва все еще ожидают от Минска уведомлений о завершении всех необходимых процедур. Польша ратифицировала соглашение в 2010 году, Литва — в 2011-м.
Между тем в подписании соглашений об МПД заинтересованы жители западных регионов Беларуси. В 2014 году в Гродно и Бресте даже проходили пикеты с требованием к белорусским властям активизировать работу в этом направлении. Местные жители собрали тысячи подписей под петициями в адрес президента и парламента. В обращениях подчеркивалось, что договор об МПД с Польшей затрагивает интересы более миллиона белорусских граждан.
В ноябре 2015 года Леонид Мальцев, который возглавлял тогда Государственный пограничный комитет, заявил, что МПД с Литвой и Польшей заработает после создания необходимой пограничной инфраструктуры.
Участниками МПД являются жители населенных пунктов в 50-километровой зоне по обе стороны границы.
Как отметил Мальцев, на белорусско-польском и белорусско-литовском участках границы 26 пунктов пропуска, и они уже перегружены в два-три раза, их необходимо модернизировать. Если же без этого запустить МПД, очереди увеличатся.
По словам Мальцева, для введения МПД на белорусско-литовской границе пять пунктов упрощенного пропуска нужно перевести в статус международных. На создание необходимой инфраструктуры только в одном пункте требуется от 30 до 50 млрд рублей (без учета деноминации, от 1,6 до 2,8 млн долларов).
Кроме того, отметил Мальцев, существующие пункты пропуска «не оборудованы пешеходными направлениями, а это вопросы безопасности». Стоимость таких работ в каждом пункте пропуска составляет 3 млрд рублей (без учета деноминации, около 170 тысяч долларов).
В рамках программ трансграничного сотрудничества ЕС выделял и выделяет деньги на улучшение инфраструктуры в приграничных пунктах пропуска. Но она, по мнению белорусской стороны, по-прежнему не готова к запуску МПД.
«Одним из ключевых моментов, который необходимо решить до того, как вступят в силу ранее подписанные соглашения о малом приграничном движении, является готовность приграничной структуры к прогнозируемому значительному увеличению пассажиропотока, — сказал 6 сентября пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз. — К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, на сегодняшний день инфраструктура не соответствует требованиям, которые необходимы для введения малого приграничного движения».
Кроме того, отметил он, необходимо, особенно в последнее время, учитывать и факты «неритмичного осуществления пограничного контроля в пунктах пропуска со стороны Польши и Литвы, что в значительной степени влияет на возникновение очередей на границе». «Это также вопрос, который нужно решать. И его решение зависит от наших партнеров», — сказал Глаз.
Зачем тогда было подписывать?
У аналитика исследовательского центра EAST (Варшава) Андрея Елисеева есть несколько аргументов, которые ставят под сомнение официальную версию про неподготовленность инфраструктуры в качестве реальной причины многолетнего промедления.
«Право пользоваться выгодами соглашения и ездить без виз не получают все жители приграничья по умолчанию сразу после запуска соглашения, — сказал Елисеев в комментарии для БелаПАН. — Пропуски МПД выдают консульства после специальной процедуры обращения, похожей на визовую. Поэтому число обладателей пропусков увеличивалось бы постепенно из года в год, а не выросло одномоментно и не создало бы резко напряженную обстановку на границе».
Постепенное увеличение обладателей пропусков МПД позволяет параллельно проводить работу по улучшению инфраструктуры, подчеркнул аналитик.
Кроме того, Беларуси не обязательно запускать одновременно оба соглашения — и с Литвой, и Польшей. «Можно начать с запуска соглашения, например, с Литвой, что как минимум облегчило бы жизнь для жителей ряда разделенных деревень на белорусско-литовском приграничье», — считает Елисеев.
Он напоминает: ранее заявлялось, что Беларусь намерена обкатать соглашение с Латвией и в случае его успешного действия впоследствии запустить соглашение с Литвой.
По имеющимся данным, подчеркнул политолог, белорусско-латвийское соглашение действует вполне успешно, упрощая мобильность тысячам жителей приграничья. Тем не менее, обещанного запуска соглашения с Литвой мы так и не дождались.
«Вдобавок становится неясно, зачем Беларусь согласовала и подписала эти соглашения еще восемь лет назад, если, как оказывается, не были проведены необходимые межведомственные консультации о целесообразности и возможности запуска таких соглашений, — сказал Елисеев. — Заявления о неготовой инфраструктуре нуждаются в четких количественных обоснованиях. Идеальной пограничной инфраструктуры нет нигде».
Реальными причинами столь длительной задержки Елисеев считает экономические и политические мотивы — опасения, что белорусы еще активней начнут ездить за покупками в Литву и Польшу (и вывозить валюту), и нежелание укреплять связи с соседями в ЕС.
Перспективы запуска соглашений собеседник считает туманными. «Каких-то реальных заявлений и действий на этот счет не наблюдается, — отметил он. — К тому же общественных инициатив и требований о запуске в последнее время нет».
Заложники конъюнктуры
Координатор программы «Внешняя политика Беларуси» экспертной инициативы «Минский диалог» Денис Мельянцов считает, что причина задержки запуска соглашений — смесь политических, экономических и технических аспектов.
«В 2010 году, когда заключались эти соглашения, отношения Беларуси с ЕС в целом и с соседними странами резко ухудшились. Естественно, что в такой ситуации эти соглашения стали заложниками плохой политической конъюнктуры», — сказал Мельянцов в комментарии для БелаПАН.
На судьбу соглашений повлиял и экономический фактор. В отличие от Латвии зоны, которые в Польше и Литве попадают под действие соглашений об МПД, включают в себя крупные города.
«Белорусские власти опасаются вывоза валюты в эти страны, потому что и в Вильнюс, и в Белосток, и в другие города белорусы массово ездят за покупками, — отметил Мельянцов. — Для того чтобы избежать вывоза денег, особенно в условиях кризиса 2011 года и дальнейшей не самой простой ситуации, я так понимаю, что было решено притормозить введение в действие этих соглашений».
Технические моменты также препятствуют запуску соглашений.
«Как показывает даже обыденный опыт пограничных переходов с Польшей и Литвой, инфраструктура далеко не в порядке, — сказал Мельянцов. — И если действительно большая масса белорусских граждан получит возможность выезжать туда без визы по каким-то разрешениям, то это может застопорить и парализовать все движение через границу. Действительно, такой момент есть, но нужно помнить, что это все-таки смесь политических и экономических факторов».
ЕС выделяет деньги на совместные проекты реконструкции пунктов пропуска, но средств не хватает.
«Если посмотреть на средства, которые выделяли на польско-белорусские и литовско-белорусские переходы, то этих денег достаточно лишь для обновления инфраструктуры уже существующих переходов, но уже недостаточно для их существенного расширения и на постройку новых пунктов пропуска. Сейчас, наверное, уже очевидно, что все-таки требуются новые переходы для того, чтобы удовлетворить весь спрос граждан, которые ездят в соседние страны», — сказал политолог.
Оценивая перспективы запуска этих соглашений, Мельянцов отметил: «Соглашения подписаны и так или иначе должны быть введены в действие, потому что их подвешивание на столь долгий срок идет в минусовой зачет двусторонним отношениям».
Жители приграничных районов заинтересованы, чтобы соглашения начали работать. При этом, однако, большинство белорусов, которые хотели получить шенгенскую визу, ее получили. Беларусь входит в число лидеров как по количеству шенгенских виз на душу населения, так и по количеству долгосрочных и бесплатных виз.
«Видимо, белорусские власти на это смотрят тоже как на фактор, который позволяет не особо тему малого приграничного движения педалировать», — сказал Мельянцов.
В целом же, отметил он, актуальность и МПД, и упрощения визового режима для белорусской стороны падает.
«Если несколько лет назад это были важные вопросы, то сейчас ценность этих соглашений уменьшается, — считает Мельянцов. — Сейчас важным для Минска является соглашение о приоритетах партнерства. Оно выходит на первое место. Плюс базовое соглашение, в которое должен вписаться весь комплекс белорусско-европейских отношений».