Кодекс госслужащего Беларуси: полезная практика или пустая брошюра?

Источник материала:  
07.08.2018 15:10 — Новости Экономики

Кодекс или устав государственного служащего планирует разработать Администрация президента в рамках процедуры пересмотра закона о государственной службе. По официальной версии устав-кодекс разрабатывается для того, чтобы действующие и потенциальные госслужащие, ознакомившись с его содержанием, смогли получить четкое представление о том, какие преимущества и тяготы службы на благо государства их ожидают. Судя по всему, речь идет о создании единого этического кодекса для государственных служащих в Беларуси. Зачем это нужно и почему институт этики на госслужбе давно стал хорошей практикой во всем мире? Попробуем разобраться!


Владимир Ковалкин. Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования), действующего при Школе молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA. Фото из личного архива

Государственная служба является основной современного и эффективного государственного управления. Люди в статусе государственных служащих, с одной стороны, являются частью нашего общества и несут с собой на службу все те морально-этические принципы и ценности, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни, а с другой стороны, они наделены большими властными полномочиями и ресурсами, чем обычный гражданин. Следовательно, граждане должны быть уверены в том, что в случае конфликта интересов государственный служащий станет на защиту интересов гражданина и общества, а не начнет «монетизировать» свою должность или защищать служебный интерес. Таким образом, необходим некий механизм, обеспечивающий честность, профессионализм, беспристрастность, открытость, подотчетность, ориентированность на результат и многие другие важные этические ценности и качества госслужащего. Этим механизмом и является институт этики на государственной службе.

Возникает вопрос, почему бы не включить все эти замечательные идеи в уже существующий закон о госслужбе, закон о борьбе с коррупцией, Уголовный кодекс и другие нормативно-правовые акты? Во-первых, вопросы этики, ценностей и поведения госслужащих настолько широки и неоднозначны, что их невозможно одним махом включить в какой-нибудь закон, без превращения этого закона в огромный, размытый и неработающий документ.

Существует бесконечное количество ситуаций и этических дилемм, которые невозможно изначально предусмотреть и включить в законодательство. Например, вопросы распития спиртных напитков и допустимая степень опьянения в нерабочее время в публичных местах, вопросы получения личных скидок от корпоративных поставщиков, вопросы доносительства, когда стоит дилемма закрывать глаза и защищать «честь мундира» или следовать закону и донести о преступлении. В таких ситуациях этические ценности служат своеобразным маяком или ориентиром при принятии чиновником решения, выпить ли ему еще рюмку или уже пора остановиться и не позорить образ госслужащего, принять ли личную скидку и рискнуть беспристрастностью при выборе подрядчика или отказаться от сиюминутной личной выгоды и сохранить сильную позицию на будущих переговорах, закрывать ли глаза на преступления и коррупцию среди своих коллег или рискнуть карьерой и остаться достойным человеком.

Во-вторых, кодификация этики и ценностей госслужащего является лишь одним из элементов института этики на госслужбе. Помимо кодекса этики, разрабатывается еще и кодекс поведения госслужащего, где описываются приемлемые шаблоны поведения госслужащего в различных ситуациях, разрабатываются и проводятся тренинги для лучшего усвоения и принятия ценностей госслужащими, в госорганах создаются комиссии по этике, призванные помочь госслужащему разобраться в сложных этических дилеммах. Создание этической инфраструктуры выходит далеко за рамки принятия или обновления нормативно-правового акта.

Что в итоге получится у Администрации президента, нам неизвестно. Но хотелось бы, чтобы она занялась не столько разработкой кодекса госслужащего, сколько созданием полноценной инфраструктуры этики на государственной службе. Чтобы она использовала политическую волю президента и стала реальным владельцем этой реформы. Чтобы в разработку реформы были вовлечены представители бизнеса и гражданского общества, международные эксперты и сами чиновники. Но самое важное — хотелось бы не допустить ситуации, при которой этический кодекс станет еще одной бесполезной брошюркой и будет собирать пыль на дальней полке в кабинете чиновника, а идея этики на госслужбе будет полностью обесценена разработчиками реформы.

←ЗВР Беларуси снова выросли

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика