Бизнесу могут запретить одалживать валюту у народа
Белорусским компаниям могут запретить выпускать на внутреннем рынке облигации, номинированные в иностранной валюте. Участники рынка ценных бумаг ожидают, что в этом случае количество выпусков облигаций резко сократится. Предполагается, что выпускать долговые бумаги и одалживать у населения валюту сможет только государство.
Резонансная тема
В последнее время в Беларуси стал активно развиваться рынок облигаций. Предприятия, нуждающиеся в заимствованиях, увидели в облигациях возможность привлечь у населения финансовые ресурсы на длительный срок и по относительно невысокой стоимости.
В условиях низких ставок по валютным депозитам (1−2% годовых) население стало проявлять интерес к валютным облигациям предприятий, доходность по которым находится в районе 5−8% годовых.
Тем не менее, по информации БелаПАН, на государственном уровне сейчас согласовывается решение о введении запрета на эмиссию валютных корпоративных облигаций на внутреннем рынке. Если решение будет принято, бизнес сможет размещать валютные облигаций только на внешнем рынке, а на внутреннем рынке свои долговые бумаги предприятия должны будут номинировать исключительно в белорусских рублях.
Грядущий запрет корпоративных валютных облигаций — резонансная новость — и уже активно обсуждается на внутреннем финансовом рынке.
Точный срок, когда запрет вступит в силу, участникам рынка ценных бумаг не известен. Но предполагается, что решение о запрете валютных облигаций может быть принято в этом году, а вступить в силу с 2019-го.
По неофициальной информации, на первом этапе будет запрещен выпуск валютных корпоративных облигаций, но у государства останется право эмитировать облигации в инвалюте. В последующем в рамках политики дедолларизации планируется, что и государство откажется от выпусков валютных облигаций на внутреннем рынке.
«На облигациях свет клином не сошелся»
Белорусские власти считают, что запрет валютных облигаций оправдан.
«Мера более чем своевременная и она находится в русле пакета мер по обеспечению макроэкономической стабильности в стране. Дедолларизация — это стратегическое направление государства, без него низкую инфляцию и финансовую стабильность не обеспечишь», — заявил БелаПАН собеседник в финансовых кругах, знакомый с позицией экономических властей.
Он отметил, на «валютных облигациях свет клином не сошелся», и возможности делать сбережения с положительной доходностью у населения сохраняются.
«Процентные ставки по рублевым депозитам в реальном выражении положительные, а времена, когда банковские вклады приносили сверхприбыли, ушли. Пора всем привыкнуть жить в условиях стабильности», — убежден собеседник в финансовых кругах.
С точки зрения экономических властей ничего плохого в том, что предприятия не смогут выпускать валютные облигации, нет.
«Облигации будут, они будут в белорусских рублях. Кроме того, есть рублевые кредиты, пусть пользуются ими те, кому нужно заемные ресурсы», — считает представитель финансового сектора.
Будущее внутреннего рынка, добавил он, связано с инструментами, которые номинированы в рублях.
«Нужно снижать все риски за счет увеличения рублевой составляющей на денежном рынке, это залог нашей стабильности. Поэтому всем участникам рынка нужно перестраиваться и предлагать финансовые продукты в национальной валюте», — полагает собеседник БелаПАН в финансовых кругах.
Спрос на рублевые облигаций пока низкий
Ситуация пока такова, что население предпочитает покупать не рублевые, а именно валютные бонды.
«Предприятия с удовольствием размещали бы рублевые облигации, но захочет ли их покупать население? Люди хотят иметь гарантированный доход. Пока у них сбережения в основной массе все еще в инвалюте и поэтому не пользуются сейчас большим спросом облигации в белорусских рублях — ни под 12,5%, ни под 14% годовых», — рассказал БелаПАН представитель профучастника рынка ценных бумаг.
Все эксперты подтверждают, что наибольшим спросом пользуются у населения валютные облигации.
«Основной объем корпоративных облигаций в Беларуси сейчас приходится на валютные бонды. Поскольку населению невыгодно размещать валютные депозиты, ставки по которым совсем уже смешные, вырос спрос на валютные облигации», — отметил управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ Даниэль Крутцинна.
Инвестконсультанты считают, что запрещать компаниям выпускать валютные облигации не стоит.
«Запрет валютных облигаций — преждевременная мера. Валютные облигации расшевелили рынок ценных бумаг. Предприятия и население в Беларуси совсем недавно начали знакомиться с этим инструментом рынка. Облигации стали реальной альтернативой депозитам для населения и кредитам для предприятий», — подчеркну директор инвестиционной компании «Волат капитал» Сергей Муханов.
По его мнению, ожидать, что рублевые облигации в ближайшее время смогут заместить валютные, нет оснований.
К слову, белорусские банки сейчас предлагают разместить долгосрочные рублевые депозиты под 12,5% годовых, а компании предлагают по рублевым облигациям доходность на уровне 14% годовых.
«При этом государство гарантирует полную сохранность вкладов, поэтому рисковать ради 1,5 процентного пункта вряд ли кто-то захочет. А повышать ставку по рублевым облигациям предприятиям невыгодно, поскольку в этом случае стоимость заимствований будет существенно выше, чем по рублевым кредитам», — подчеркивает Муханов.
Соответственно, предполагает он, если компаниям запретят выпускать валютные облигации, переключиться на рублевые они не смогут.
«Рынка корпоративных облигаций в этом случае практически не будет, а банки узурпируют положение финансового посредника, и мы вернемся к тому, что у заемщиков на внутреннем рынке не будет альтернативы банковским кредитам», — резюмировал Муханов.
Почему запрещают валютные облигации?
Наблюдатели сомневаются в том, что запрет валютных облигаций на внутреннем рынке будет сильно способствовать процессу дедолларизации.
«При сохранении экономической политики, которая не будет каждые три-четыре года приводить к девальвации нацвалюты, доверие населения к рублевым инструментам постепенно будет повышаться. И это более эффективный путь, чем проводить дедолларизацию административным образом», — полагает Даниэль Крутцинна.
Такое мнение разделяют и экономисты.
«Убрать возможность выбора финансовых инструментов — это не то же самое, что убедить население доверять белорусским рублям. Административный ресурс в данном случае вряд ли может способствовать процессу дедолларизации», — считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
По его мнению, если у компаний не будет возможности занимать валюту на внутреннем рынке у населения, а у государства такая возможность сохранится, такое решение вряд ли можно объяснить исключительно политикой дедолларизации.
Истинная причина грядущих изменений может быть в другом, предполагает эксперт.
«Валютные ресурсы населения государству пригодятся для выплат по внешнему госдолгу. Поэтому власти могут быть заинтересованы в создании канала, чтобы валюта, которую население сейчас одалживает предприятиям, уходила на приобретение государственных валютных облигаций», — резюмировал Дмитрий Крук.