КГК: Предложенные изменения указа о лжепредпринимателях - попытка связать руки контролирующим органам
Под маркой действительно заслуживающих внимание предложений по корректировке указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» отдельные лица предлагают его реформировать так, чтобы фактически связать руки контролирующим и правоохранительным органам в борьбе с лжепредпринимательством и устранить механизм, реально приносящий пользу. Об этом заместитель директора ДФР Комитета госконтроля Виктор Франскевич заявил в интервью «Беларусь сегодня».
«Уж лучше тогда вовсе отменить этот законодательный акт и вернуться к существовавшей пять лет назад практике, чем учесть поступившие предложения и принять его в том виде, в котором он был вынесен на общественное обсуждение», — заявил представитель КГК.
При этом он признал, что, «безусловно, с учетом времени изменения в законодательстве нужны». «Но эта работа должна быть комплексной: в отношении не только указа № 488, но и Закона „О бухгалтерском учете и отчетности“, Налогового кодекса…», — уверен Франскевич, подчеркивающий, что под действие указа «подпадают не все реально работающие субъекты хозяйствования, а лишь те, кто сотрудничал с лжеструктурами».
Напомним, в конце марта опубликован проект изменений в самый одиозный для бизнеса указ № 488. Эксперты отмечали, что проект изменений направлен на ликвидацию «перегибов», «перекосов» в отношениях бизнеса с контролирующими органами.
В новом проекте предусматривается, что первичные учетные документы могут быть признаны не имеющими юридической силы только по операциям, оформленным после включения в реестр организаций и ИП с повышенным риском и только с такими субъектами. Единственное исключение из правил — это признание сделки недействительной по решению суда, но не более чем за пять лет, предшествующих включению субъекта предпринимательской деятельности в реестр.
Также в проекте прямо предусмотрено, что если хозяйственная операция имела место в действительности, то не являются достаточным основанием для признания первичных учетных документов не имеющими юридической силы такие факты, как:
- нерасположение субъекта предпринимательской деятельности по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
- осуществление деятельности в помещениях, не принадлежащих субъекту предпринимательской деятельности на законных основаниях и некоторые другие.
Кроме того, проект предусматривает ответственность должностных лиц за безосновательное включение предприятия в реестр и предоставление недостоверной информации относительно таких оснований.
В проекте документа есть поручение Совмину проработать вопрос о возможности:
- освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные статьями 231 и 243 Уголовного кодекса, если они полностью возместили причиненный ущерб или уплатили доход, полученный преступным путем;
- совершенствования мер уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и лжепредпринимательство.
При этом против предлагаемой корректировки выступал и бизнес. В частности, бизнес-союзы отмечали, что «действующий указ № 488 противоречит базовым нормам пункта 1 декрета президента N7 «О развитии предпринимательства», отмечая, что нормы указа носят излишне детализированный характер, что допустимо для ведомственных инструкций, а не для законодательного акта.
По мнению бизнеса, указ по своей сути и не нужен, так как у правоохранительных и контрольных органов достаточно иных «инструментов» для привлечения к ответственности нарушителей законодательства в сфере предпринимательской деятельности: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
По мнению бизнес-сообщества, указ № 488, как показала практика, воздействует не столько на правонарушителей, сколько негативно отражается на деятельности добросовестных субъектов хозяйствования. Однако предложенный разработчиками проект новой редакции указа № 488 по сути ничего не меняет. «Один из самых проблемных актов законодательства Беларуси таким же и останется, поскольку не снимает с добросовестных субъектов хозяйствования (предпринимателей) риск нести ответственность за сделки со структурами, которых во внесудебном порядке контрольные органы признали «лжепредпринимательскими», — отмечали бизнес-союзы.
Бизнес-сообщество считает, что основой этих поправок должно стать то, что включение субъектов хозяйствования в реестр лжепредпринимательских структур, а также исключение из этого реестра должно происходить исключительно на основании постановления суда, а не по решению правоохранительных и контролирующих органов. Кроме того, и первичные учетные документы должны признаваться не имеющими юридической силы также исключительно на основании решения суда, куда также должны приглашаться контрагенты.