"Твои дети будут голые и босые". Фигурант дела о громкой афере в ЖКХ в суде утверждает, что на него давили
В Могилеве продолжается слушание громкого уголовного дела о коррупции в сфере ЖКХ. На скамье подсудимых — семь руководителей коммунальных организаций и председатель собрания акционеров ЗАО «Завод энергоэффективного оборудования «Белмашпроектэнерго» Андрей Садыков. На заседании 10 июля бывший директор Верхнедвинского районного ЖКХ Александр Буйницкий заявил, что написал явку с повинной под давлением — опасался за своих детей. Он отказался от своих показаний о том, что получал взятку от Садыкова, и не признает вину в превышении служебных полномочий.
По версии следствия, семь руководителей коммунальных организаций за взятку закупили в организации Садыкова насосное оборудование по завышенной в несколько раз цене. Этим они нанесли госбюджету ущерб в размере почти 570 тыс. рублей, или около 285 тыс. долларов в эквиваленте. Ранее по такому же делу осудили бывшего директора шкловского жилкомхоза.
Андрей Садыков под стражей с 22 июля 2016 года. Его обвиняют в организации и руководстве превышения служебных полномочий, распространении заведомо ложной информации и рекламы, вводящих в заблуждение потребителей, а также даче взятки и даче взятки повторно в крупном размере.
По версии следствия, Садыков действовал от имени нескольких юрлиц — они несколько раз переименовывались и перерегистрировались: продавал оборудование под видом белорусского по завышенной до 13 раз цене. А в качестве аргументов использовал ссылки на «соответствующую директиву президента», по которой коммунальники якобы должны закупать именно его оборудование. Также за заключение договоров поставки насосного оборудования Садыков предлагал руководителям предприятий ЖКХ откаты: как правило, 3−5% от суммы заключенных договоров.
Главный фигурант дела настаивает на том, что он — «простой бизнесмен», который рекламировал услуги, но взяток не предлагал и не давал. Свою вину он не признает.
Как и руководитель Дрибинского жилкомхоза Ребковец. Ему вменяется в вину нанесение ущерба в размере 18 847 рублей. Под стражей находятся также руководитель Могилевского жилкомхоза Агеев (размер взятки — 2800 долларов, ущерб — 46 929 рублей), Воложинского жилкоммунхоза Коваленко (взятка — 2000 долларов, ущерб — 40 285 рублей), ЖКХ Россонского района Петрович (взятка — 1500 долларов, ущерб — 65 496 рублей).
Не под стражей — бывшие директоры Славгородского, Кировского жилкомхозов и Верхнедвинского районного ЖКХ Бойков, Матюшонок и Буйницкий. Они, по версии следствия, получили взятки в размере 500, 2100 и 2000 долларов соответственно и нанесли предприятиям ущерб в размере около 53, 59 и 286 тысяч рублей соответственно.
Свою вину по предъявленному обвинению полностью признали Бойков и Матюшонок, частично — Петрович, Буйницкий, Агеев и Коваленко.
Александр Буйницкий рассказал в суде, что написал явку с повинной после того, как провел две ночи в ИВС. По его словам, оперативный сотрудник оказал на него давление.
— Я его слова на всю жизнь запомнил. Он сказал: «Твои дети будут голые, босые и нищие. Я сделаю все для того, чтобы ты написал эту явку с повинной». Эти слова я помню уже больше года. Я действительно беспокоился за детей. Они полностью завязаны на мне. Я их отвожу в детский сад, в школу, на танцы. Без меня они не смогут. Когда писал эту явку с повинной, я думал только о детях.
Буйницкий подчеркнул несколько раз, что оперативный сотрудник «дал слово офицера», мол, если Буйницкий напишет явку с повинной, в которой признается в получении взятки, его отпустят и «ничего за это не будет». Если же нет, то после ИВС он попадет в СИЗО и на свободу оттуда не выйдет.
Во время заседания было упоминание о неком материале, в котором фигурировал Садыков и фирма, которую он представлял. Материал был опубликован в официальном журнале Министерства ЖКХ.
— На какой-то коллегии министром было озвучено: все, что печатается в журнале «Живи как хозяин», должно реализовываться у вас на предприятии. Все, что там написано, — это лучшее, что есть в ЖКХ, передовой опыт, — сказал Буйницкий и уточнил, что это указание было, скорее, рекомендательным, чем обязательным к исполнению.
Экс-директор Верхнедвинского районного ЖКХ отрицает, что нанес своими действиями какой-либо ущерб организации или госбюджету. Говорит, что сделал расчет, понятный любому обывателю. Посчитал, что замена насосов только в трех котельных — тех, которые он вспомнил с ходу, — позволила сэкономить за отопительный сезон 434 700 киловатт, или 869 млн 400 тыс. рублей. и уменьшить шум, который производило оборудование.
— Вы не обвиняетесь в том, что оборудование энергонеэффективное. Вопрос в стоимости, — заметил судья.
На вопрос защитника Садыкова Сергея Буякевича Буйницкий ответил, что не помнит, чтобы на момент сделки с фирмой, которую представлял Садыков, были еще подобные по стоимости предложения.
По словам экс-директора, оперативный сотрудник рассказывал также о том, что явку с повинной написал другой фигурант дела — начальник ЖКХ Россонского района Петрович — «и потому находится на свободе». На заседании 9 июля Петрович также заявил о психологическом давлении со стороны оперативного сотрудника и отказался от показаний о получении взятки от Садыкова.
В суде объявлен перерыв до 12 июля.