Эксперты: В отношениях с ЕС прогресса не видно, ожидания от России завышенные и неисполнимые
Ожидания Беларуси от сотрудничества с Россией остаются завышенными и неисполнимыми, в отношениях с Украиной стороны оставляют «за скобками» политические вопросы, а в отношениях с Евросоюзом у Беларуси существенных изменений не ожидается. Об этом говорится в «Минском Барометре» — аналитическом мониторинге внешней политики и региональной безопасности Беларуси (за период март-апрель) от команды экспертной инициативы «Минский Диалог».
«Поддержка России в росСМИ оценивалась как недостаточная, в белорусских — как избыточная»
В отношениях с Россией наблюдаются следующие тенденции: политический фон отношений Беларуси и России, отмечают эксперты, все больше задается контекстом конфронтации между Россией и Западом. А ожидания Беларуси от сотрудничества с Россией остаются завышенными и неисполнимыми.
Политический фон отношений с Россией в марте и апреле задавался санкциями США, Великобритании и ЕС против России, поддержка Беларусью России в российских медиа оценивалась как недостаточная, а в белорусских — как избыточная. По случаю Дня единения народов Беларуси и России 2 апреля были сказаны и написаны все причитающиеся дате взаимные признания в союзнических отношениях.
Если говорить об экономике, то объемы взаимной торговли продолжают расти, составив за январь-февраль 5,3 млрд долларов. При этом импорт из России, как водится, растет быстрее (+27% к аналогичному периоду 2017 года), чем белорусский экспорт в Россию (+11%). Сальдо сложилось традиционно отрицательное, причем уже за первые два месяца составило минус 0,8 млрд долларов, соответственно, к концу года оно может приблизится к рекордным показателям 2011−2012 годов, что около минус 10 млрд долларов.
Споры из-за поставок молочной продукции задавали информационный тон в отношениях с Россией. Между тем эти споры не помешали существенно экспорту: за два месяца поставки молока выросли на 9,4% к аналогичному периоду прошлого года, а сухого и сгущенного молока — на 6,3%. А вот поставки сыров, творога, сливочного масла и яиц сократились.
«Угрозы введения запрета на поставки белорусской молочной продукции — яркое свидетельство подходов российских отраслевиков и правительства к общему рынку ЕАЭС. По ходу развития конфликта и комментариям россиян понятно, что они видят общий рынок как расширение для российского рынка, но вовсе не как рынок сбыта для продукции союзников. Такие же, как против белорусской молочной продукции меры Россельхознадзор принимает и в отношении казахстанской растениеводческой продукции. Развитие конфликта показывает, что российская сторона добивается не столько ограничения поставок молочной продукции, сколько согласия белорусской стороны передать товарные потоки крупным российским импортерам — с соответствующим распределением прибыли от продаж», — считают эксперты.
Резюмируя молочный конфликт, эксперты делают несколько выводов:
— подавляющее большинство «внезапных» действий российских госорганов по торговым ограничениям в отношении Беларуси в конечном итоге вызваны интересами приближенных к российскому руководству бизнесов. Причем зачастую эти интересы противоположны интересам других российских бизнесов. Переговоры об урегулировании конфликта рационально вести именно с учетом интересов крупных игроков — тогда развязка будет более быстрой и менее болезненной;
— даже в тех областях, где интересы «околокремлевских» компаний и госкомпаний пока не проявлены отчетливо, конфликт — лишь вопрос времени, поскольку белорусская и российская экономики становятся все более конкурентными, а руководители российских ведомств все более зависимы от крупного бизнеса, вернее, сами включаются в бизнес-корпорации;
— в складывающихся условиях межгосударственный рычаг недостаточен. Конфликты с российскими лоббистами возникали бы реже и разрешались бы легче, если бы белорусские производители, государственные и частные, самостоятельно действовали как в рамках институтов ЕАЭС на стадии утверждения техрегламентов и других торговых правил, так и в рамках внутрироссийского регулирования, более активно работая в отраслевых ассоциациях.
По прогнозам экспертов, если разрешение спора по молоку окончится на российских условиях, то есть через создание посредника-монополиста, то вскоре можно ждать попыток продвинуть эту схему и в другие секторы. Если же удастся наладить конструктивное сотрудничество без «одного окна» для белорусского экспорта, попытки россиян поставить его под контроль все равно не прекратятся.
«Кроме того, в области поставок продовольствия в Россию ожидается еще один конфликт: с июля ввоз продукции в Россию предполагается осуществлять только по электронным сертификатам, и вряд ли белорусские (как, впрочем, и российские) предприятия сумеют выполнить к этому сроку требования Россельхознадзора», — резюмируют в «Минском диалоге».
«О „делах шпионов“ и „деле Гриба“ можно было молчать только первые месяцы»
Общий фон отношений Беларуси с Украиной улучшился по сравнению с январем-февралем. Но стороны оставляли «за скобками» вопросы политической ориентации, сосредоточив усилия на развитии совместных проектов.
«Такая схема, с одной стороны, позволяет сосредоточиться на получении выгоды (в том числе в перспективе), обеспечении экономической безопасности обоих партнеров и, среди прочего, создании большего поля маневра для политического диалога в будущем, — считают в „Минском диалоге“. — Попытки обходить „острые политические вопросы“ создает возможности для провокаций как со стороны лоббистов внутри государств, так и со стороны внешних сил».
В марте, например, состоялся второй за год телефонный разговор президентов двух стран. Согласно информации пресс-службы Лукашенко, речь шла о развитии межкультурного диалога и реализации программ в области торгово-экономического сотрудничества. Однако эксперты не отрицают существования вероятности того, что затрагивались и темы, которые являются потенциальным источником проблем в двусторонних отношениях: «дело шпионов» и «дело Гриба».
«Тема с похищением украинского гражданина на белорусской территории является чувствительной для Киева. Учитывая, что Гриб находится в российском СИЗО, очевидно российское участие в этом деле», — пишут эксперты и отмечают, что все возможные варианты разрешения вопроса несут репутационные риски для Минска:
— прямое обвинение России будет началом нового обострения белорусско-российских отношений. Констатация факта без обвинений равносильна признанию в неспособности контролировать собственную территорию. Это повлечет негативную реакцию прессы в Украине, обострение белорусско-украинских отношений и создание конфликтной площадки на российском направлении.
— заявление о задержании украинца в результате совместной операции равносильно признанию в совершении демонстративного недружественного акта по отношению к Украине. Это уже основание для обмена нотами протеста и ухудшения отношений.
— попытки не реагировать и не замечать проблему с белорусской стороны могли быть оправданы в первые месяцы, но уже сейчас такое поведение может привести к прямым обвинениям со стороны влиятельных украинских СМИ и начале антибелорусской медиа-кампании.
«Таким образом, перед белорусскими дипломатами стоит нетривиальная задача по поиску удовлетворяющей все стороны формулировки для официального ответа украинской стороне», — считают в «Минском диалоге».
«Ситуация с переговорами по приоритетам партнерства с ЕС патовая»
Если говорить об отношениях Беларуси с Евросоюзом, то март и апрель не привнесли в них каких-то качественно новых красок: переговоры по политически знаковым темам (приоритетам партнерства до 2020 года и соглашениям по визовой фасилитации и реадмиссии) пока остаются в патовой ситуации. При этом позитивные показатели демонстрирует взаимная торговля, продолжают развиваться проектное сотрудничество и отраслевые диалоги, хотя, как считают эксперты, без прогресса по приоритетам партнерства это развитие будет все более ограниченным. К тому же дипломатические контакты с отдельными государствами и институтами ЕС сохраняют интенсивность и достаточно широкую географию. В отдельных случаях растет их уровень.
Аналитики отмечают, что в календаре отношений Беларуси и ЕС на ближайшие месяцы запланированы несколько важных визитов, однако дальнейшие тенденции в отношениях будут зависеть от состояния дел по политически знаковым темам.
«В частности, будет продолжен поиск выхода из патовой ситуации в переговорах по приоритетам партнерства до 2020 года. Некоторые надежды на прогресс могут быть связаны с ожидаемым обнародованием проверки результатов стресс-тестов Белорусской АЭС европейскими экспертами. Первоначально предполагалось, что европейские эксперты смогут представить итоговый отчет в июне. В остальном в отношениях вряд ли могут произойти какие-то существенные изменения», — считают эксперты.
Дружим с Китаем, обмениваемся дипломатическими любезностями с США
В отношениях с Китаем за два месяца отмечается несколько тенденций: активизировался диалог в военной сфере, продолжилось активное освоение китайского рынка белорусскими экспортерами, а недовольство белорусской стороны ходом реализации ряда совместных проектов становится все более артикулированным.
«Беларусь стала второй страной после России, которую посетил новый министр обороны Китая после своего назначения. По сообщению БЕЛТА, Вэй Фэнхэ назвал Беларусь и Китай „железными братьями“ под руководством Си Цзиньпина и Александра Лукашенко. Однако китайские источники упоминания о „железных братьях“ в том же отрезке высказывания не содержат, ограничиваясь лишь „постоянным углублением белорусско-китайских доверительных и взаимовыгодных отношений всестороннего стратегического партнерства“ под руководством двух лидеров», — пишут эсперты.
В ходе визита стороны подписали очередное соглашение о предоставлении Китаем безвозмездной военно-технической помощи. Что конкретно предусматривает данное соглашение — пока неизвестно.
«Есть сведения о том, что по прошлому аналогичному соглашению, подписанному в октябре 2017 года на 4,5млн долларов, перечень оборудования все еще согласовывается», — отмечают аналитики.
По их прогнозам, в отношениях с Китаем, в ближайшее время неизменными останутся положительные высказывания белорусской стороны о двустороннем сотрудничестве и инициативе «Один пояс, один путь» с элементами безадресной критики некоторых совместных проектов и возможными последствиями для их кураторов с белорусской стороны.
В отношениях с США за анализируемое время особого прогресса отмечено не было. Хотя дипломатическая активность Беларуси на американском направлении несколько интенсифицировалась, США по-прежнему настроены критически к состоянию демократии и соблюдения прав человека в Беларуси.
20 апреля Государственный департамент США обнародовал очередной ежегодный доклад о соблюдении прав человека в мире, в котором Беларусь названа «авторитарным государством, где, среди прочего, практикуются пытки, произвольные аресты и содержание под стражей, а также торговля людьми».
«И если аналогичную резолюцию Европарламента (обнародованную почти одновременно с докладом Госдепартамента) белорусский МИД назвал „штамповкой“, которая обесценивает усилия дипломатии самого Евросоюза, то американский доклад он предпочел не комментировать, ссылаясь на наличие отдельного двустороннего диалога по правам человека с США», — отмечают эксперты.
27 апреля США в очередной раз продлили на полгода режим приостановки санкций в отношении девяти белорусских предприятий. Как отмечается в «Барометре», несмотря на отсутствие, по мнению американской стороны, существенного прогресса в вопросах демократизации и прав человека в Беларуси, США все же не заинтересованы в ухудшении отношений со страной, способствующей разрешению конфликта в Украине и не представляющей угрозы региональной безопасности. США продолжают выступать в поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности Беларуси.
Решение Минфина США о приостановке санкций будет действовать до 30 октября 2018 года. Напомним, что санкции в отношении ряда белорусских предприятий были введены на основании указа президента Джорджа Буша от 16 июня 2006 года в связи с нарушением прав человека в Беларуси и с тех пор периодически продлевались. В санкционный список входят Белорусский нефтяной торговый дом, концерн «Белнефтехим», Belneftekhim USA Inc., ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Лакокраска», ОАО «Нафтан» и ОАО «Полоцк-Стекловолокно». 29 октября 2015 года после президентских выборов в Беларуси Минфин США принял решение о частичной приостановке санкций на полгода (до 30 апреля 2016 года), разрешив транзакции. Это решение продлевается каждые полгода.
По прогнозу аналитиков, постепенная нормализация двусторонних отношений будет продолжаться, так как обе стороны заинтересованы в стабильном взаимодействии и американская сторона позитивно оценивает роль Беларуси в восточноевропейском регионе.
Ситуация в регионе в ближайшие месяцы останется относительно напряженной, но стабильной
Общий «Барометр национальной и региональной безопасности» также имеет несколько тенденций. Одна из главных, считают эксперты, заключается в том, что Минск оптимизирует армию, приводя ее в большее соответствие с собственными потребностями и финансовыми возможностями. Это означает создание все более компактной армии с сокращением отдельных видов тяжелого вооружения, которые не являются абсолютно необходимыми для обороны страны.
«Ситуация в регионе вокруг Беларуси несколько обострилась по сравнению с предыдущим периодом, но она неоднозначна. Поэтому Минск будет готовить армию к дальнейшему реформированию в зависимости от успешности продолжающихся экспериментов с территориальной обороной, подготовкой резервистов, приоритетным развитием избранных сегментов армии, например ССО, ракетных сил, ПВО. Следует ожидать соответствующего перевооружения и списания ряда тяжелых вооружений, сокращения переменного состава армии в целом», — говорится в «Барометре».
Аналитики считают, что Россия не намерена укреплять белорусскую армию далее некоего минимального и очень низкого уровня. Помимо наземной системы ПВО, остальные компоненты белорусской армии Кремль поддерживать не намерен. Беларусь продолжит курс на расширение сотрудничества с КНР в военной и военно-технической области.
«Тем самым Минск постарается избежать опасного в условиях Беларуси выбора между дальнейшим сближением с Россией или Западом. В остальном Минск продолжит и поддерживать максимально положительные отношения с НАТО, и оставаться членом договоров в области безопасности с Россией», — говорится в докладе.
Ситуация в регионе в ближайшие месяцы, как считают аналитики, останется относительно напряженной, но стабильной. Изменений, например, в направлении наращивания сил НАТО ожидать не приходится. Исключением является ситуация на востоке Украины, которая чревата возобновлением горячей фазы вооруженного конфликта. В остальном все стороны продолжат медленно, но неуклонно накачивать регион военными ресурсами. Основной риск для Беларуси составляют последствия конфликта на востоке Украины, а также перераспределения транзитных потоков, в частности, газа, в регионе.