После продолжительного периода спада на столичный рынок современной офисной недвижимости возвращается активность, отмечает эксперт
Минск, 7 мая. После продолжительного периода спада вновь активизировался столичный рынок современной офисной недвижимости, сообщил БелаПАН руководитель компании "Твоя столица — Недвижимость для бизнеса" Андрей Астрейко.
В настоящее время в Минске насчитывается 118 бизнес-центров различных классов качества, а их совокупная офисная площадь уже приближается к отметке в миллион квадратных метров. Для сравнения: в 2013 году этот показатель был наполовину меньше — 440 тыс. кв. м.
"Рынок современной офисной недвижимости Минска цикличен. Последний раз рынок рос в 2012—2013 годах. Тогда высокий спрос поднимал цены и ставки аренды, — прокомментировал Астрейко. — Но уже в 2014 году начался спад в экономике страны, а предложение офисов постепенно стало опережать спрос. Если с 2010 по 2012 год рынок ежегодно получал в среднем 37 тыс. новых площадей, то за 2013—2014 годы рынок увеличился еще более чем на 280 тыс. кв. м. Объемы строящихся бизнес-центров закладывались на перспективу стабильного роста экономики, а не на ее замедление, и уж тем более не учитывали снижение спроса. В результате все эти площади уже просто не успевали поглощаться рынком".
По его словам, "если бы не очередная волна кризиса 2015 года, то, возможно, столь значительного снижения цен и ставок аренды не было бы". "Проседание по рынку в зависимости от класса качества составило от 20% до 50%". Сильнее всего подешевели офисы класса С — средняя ставка предложения в декабре 2014 года составляла 15—16 евро за 1 кв. м с НДС, а в декабре 2016 года — уже 7—8. Со второй половины прошлого года ставки аренды снова начали показывать тенденцию к росту", — отметил эксперт.
"Среди арендаторов в настоящее время действительно наблюдается оживление. Ничего сверхъестественного — здоровое движение на фоне отсутствия экономических потрясений. За последние несколько лет многие компании уже адаптировались к новым условиям хозяйствования. На этом фоне кто-то начал расширять штат сотрудников, и поэтому в прежнем офисе уже стало тесно, а кто-то хочет собрать в одном месте всех сотрудников компании из разбросанных по городу филиалов", — пояснил он.
Астрейко отметил, что сейчас собственники сдаваемых в аренду офисов начали пересматривать ставки по действующим договорам в сторону повышения. "Некоторое напряжение отмечается в отношении офисов в современных бизнес-центрах. Поскольку девелоперская активность по сравнению с началом 2010-х заметно снизилась, вышедшие в то время на рынок новые площади в бизнес-центрах уже в большинстве своем поглощены. В результате арендаторы, нуждающиеся в современном офисе более 500 кв. м, сейчас вынуждены активно мониторить рынок, а крупные арендаторы вовсе стараются забронировать место в бизнес-центре еще до ввода его в эксплуатацию", — заметил руководитель компании.
При этом Астрейко считает, что о реальном дефиците офисной недвижимости говорить пока рано. "Может так случиться, что со временем из-за миграции арендаторов административные здания и бизнес-центры старого формата могут значительно опустеть. Выход из подобной ситуации в современных реалиях видится только один — модернизация с изменением концепции. А возможно, и с последующей передачей коммерческого управления таким объектом специалистам. При этом неважно, один собственник у здания или оно принадлежит дольщикам. Всегда можно прийти к одному знаменателю, когда на кону стоит решение крупной проблемы".
Еще одним выходом эксперт назвал выделение в составе бизнес-центра коворкинг-площади. "Сложность реализации заключается в том, что на управляющую компанию бизнес-центра ляжет еще и функция постоянной работы с арендаторами коворкинга, что весьма трудозатратно. Но при этом наличие в составе бизнес-центра коворкинга позволяет не только найти применение для не очень удобных помещений, но и добавить дополнительный сервис для основных арендаторов офис-центра, а именно предоставление дополнительного оборудованного рабочего пространства для временных проектов. Очень удобно, когда такое помещение расположено в том же бизнес-центре и нет необходимости перестраивать все бизнес-процессы под временный проект", — подытожил он.
Марина Носова, БелаПАН.