Политолог про ст.193.1: или власть реально обсуждает отмену, или совершенствует диалог с Европой
В четверг, 26 апреля, выступая на заседании Комитета по политическим вопросам и демократии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, депутат Андрей Наумович заявил, что в Беларуси ведется дискуссия о целесообразности исключения из Уголовного кодекса ответственности за деятельность от имени незарегистрированной организации или политической партии.
«Мы открыты для конструктивного диалога с нашими международными партнерами по всем без исключения вопросам», — заявил депутат.
Политолог Юрий Чаусов пояснил, насколько велика вероятность, что белорусские власти действительно обсуждают возможность отмены довольно спорной статьи из Уголовного кодекса.
«Тема отмены 193.1 стояла в одном ряду с освобождением политзаключенных и отменой смертной казни»
Статья 193.1 была внесена в Уголовный кодекс в 2005 году. По ней уголовная ответственность наступает за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации или приостановлении их деятельности, а равно организация деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа, или ареста, или лишения свободы на срок до двух лет.
По информации лишенного регистрации правозащитного центра «Весна», с 2005 по 2012 год 18 членов незарегистрированных организаций были осуждены по статье 193.1. Пятеро из них были приговорены к лишению свободы.
Правозащитники, юристы и активисты не раз заявляли, что статью необходимо отменить. В 2011 году Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) подготовила заключение, согласно которому ст. 193.1 УК Беларуси была признана не соответствующей положениям Международного пакта о гражданских и политических правах и другим международным обязательствам, «которые взяла на себя Республика Беларусь».
Политолог Юрий Чаусов напоминает, что дискуссия по отмене статьи 193.1 ведется в Беларуси уже почти 10 лет.
— В свое время отмена статьи 193.1 наряду с вопросами освобождения политзаключенных и отмены смертной казни была темой, которую можно заболтать, но очень просто оценить, выполнена эта рекомендация международных структур или нет: политзаключенные выпущены или нет, введен мораторий или государство все же расстреливает, статья 193.1 отменена или существует в УК. Поэтому властям пришлось пойти на такие действия, которые бы нивелировали критику со стороны международных структур: статью 193.1 практически не применяют с 2008 года — тогда по ней осудили 17 человек. После этого статью используют в форме предупреждения: людей вызывают в КГБ или прокуратуру и говорят, что если они не прекратят действовать от лица незарегистрированной организации, то могут быть привлечены к уголовной ответственности, — говорит Чаусов.
Для государства, по мнению политолога, наличие в Уголовном кодексе статьи 193.1 имеет негативное значение, поскольку сегодня в Беларуси достаточно просто зарегистрировать некоммерческую организацию в форме учреждения и это ограничение в виде статьи для общественных объединений роли не играет.
— Все, кто хочет получить статус юрлица, регистрируются по заявительному принципу как учреждение или, в крайнем случае, как коммерческая организация. То есть само наличие статьи 193.1 несет для властей негатив, особенно для МИД, поскольку она нарушает права человека, а это лишний повод во время международных встреч предъявить претензии к стране, — говорит Юрий Чаусов. — Конечно, определенную функцию в системе репрессий статья выполняет: людям угрожают, плюс любая госорганизация может отказаться работать с незарегистрированной.
«Такие вещи решает не парламент, это политическое решение»
Политолог считает, что вероятность отмены статьи невелика. А то, что власти с 2009 года периодически поднимают этот вопрос, означает лишь то, что в «словаре претензий к Беларуси» со стороны международного сообщества, в том числе ПАСЕ, статья 193.1 остается в наличии наряду со смертной казнью и политическими заключенными.
— В 2009 году заявление о готовности отменить статью тоже было сделано не в Беларуси. Тогда такой ответ дало Министерство юстиции чешской организации. И в тот «период либерализации» о возможности замены уголовной ответственности на административную за такого рода нарушения говорили не только в Минюсте, в МИД и парламенте, но, что более важно, в Администрации президента. То есть это было на уровне политических обещаний. И тогда шансы были. Сейчас мы слышим только слова Наумовича, но такие вещи решает не парламент, это политическое решение, — говорит политолог.
По мнению Чаусова, трактовка слов депутата Андрея Наумовича может быть двоякой: с одной стороны, это могло быть машинальное использование аргумента в ответ на аргумент о том, что в Беларуси запрещены незарегистрированные организации, с другой, это может значить, что власти, ведущие переговоры по линии диалога с ЕС, действительно могут обсуждать отмену статьи 193.1.
— Обсуждение отмены 193.1 внутри Беларуси — закрытый процесс. И мы не знаем, то ли власти действительно обсуждают отмену, то ли совершенствуются в технике ведения диалога с Европой. И если бы не Страсбург, мы бы в Беларуси никогда не узнали о том, что обсуждают власти. Но я считаю, что депутат Наумович — не того уровня субъект, через который власти могут посылать подобный месседж о готовности отменить 193.1, — говорит Чаусов.