Россельхознадзор обвинил Беларусь в фальсификации государственной статистики поставок плодоовощной продукции из третьих стран
16.04.2018 16:09
—
Новости Экономики
Минск, 16 апреля. В фальсификации государственной статистики поставок плодоовощной продукции из третьих стран обвинил Беларусь Россельхознадзор.
Анализ проводился на основе открытых источников, в частности статистических материалов ITC (Международная конференция по торговле и развитию ООН) — UN COMTRADE касательно получения информации о допущенных Беларусью нарушениях в системе контроля безопасности реэкспортной, в том числе санкционной для России, плодоовощной продукции из третьих стран. В результате исследования, которое базируется на отчетах торговых партнеров Беларуси, получены данные об объеме экспорта плодовой и овощной продукции из 132 стран в Беларусь с 2012 по 2017 годы.
Выявлено, что с момента введения в августе 2014 года правительством РФ "контрсанкций" в Беларусь резко возросли поставки плодовой и овощной продукции. Если в 2013 году суммарные поставки не превышали 606,4 млн долларов США (443,3 млн плодоовощной и 163,1 млн овощной продукции соответственно), то в 2014-м эти объемы удвоились и достигли 1 млрд 229,6 млн долларов (869,6 млн — плоды, 360 млн — овощи), а в 2015-м утроились до 1 млрд 865,3 млн долларов (1 млрд 375,1 млн — плоды, 490,2 млн — овощи). В 2016 году, когда, несмотря на протесты Беларуси, Россельхознадзор усилил контроль на административной границе и приступил к уничтожению нелегально ввозимой продукции, наметилось снижение закупок такой продукции со стороны Беларуси до 1 млрд 551 млн долларов (1 млрд 74,7 млн — плоды, 476,3 млн — овощи).
На пике закупок в 2015 году ведущими поставщиками плодоовощной продукции в Беларусь оставались страны — члены ЕС (Польша, Испания, Литва, Нидерланды, Италия, Греция), в меньшей степени — страны СНГ (Молдова, Украина), закрывали список поставщиков иные страны (Турция, Китай, ЮАР, Сербия). В 2016 году, по данным белорусской стороны, спектр стран-поставщиков резко расширился и пополнился экзотическими тропическими странами Африки (Нигерия, Судан, Танзания, Уганда, Йемен, Бурунди, Бенин, Сомали, Кот-Д’Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Буркина-Фасо, Либерия, Сьерра-Леоне и др.).
"При сопоставлении объемов импорта плодоовощной продукции, заявленных в декларациях Беларуси и полученных из отчетов стран-экспортеров, выявлено резкое несовпадение объемов торговых операций и числа торговых партнеров Беларуси", — заявляет Россельхознадзор. В 2016 году, по белорусским данным, плодоовощная продукция завозилась из 117 стран на 1 млрд 551 млн долларов США, тогда как в реальности об экспорте в Беларусь отчитались 48 стран. Суммарный объем поставок составил 1 млрд 13 млн долларов США. 69 стран-экспортеров, главным образом из стран Африки, Азии и Центральной Америки, вообще не торговали с Беларусью, "в связи с чем можно говорить о массовой фальсификации документов о происхождении продукции, включая фитосанитарные сертификаты, гарантирующие ее безопасность".
"Наряду с несуществующими поставками в 2016 г. (например, Гвинея-Биссау не подтвердила экспорт на 33,4 млн долл., Буркина-Фасо — на 26,9 млн, Мали — на 24,5 млн), Беларусь искажает отчетность даже в тех случаях, где наличие торговых операций подтверждается обеими сторонами, — утверждает ведомство. — Так, по данным Польши, в Беларусь было экспортировано плодовой продукции на сумму 196,7 млн долл. США, овощей — на сумму 67,5 млн долл. Беларусь же заявляет о поставках из Польши на сумму 313,2 и 86,2 млн соответственно. Турция отчиталась о поставках на сумму 63,4 и 53,3 млн соответственно, Беларусь же заявила о закупках на сумму 138,4 и 130,7 млн долл. Испания декларирует суммарные поставки в объеме 13,4 млн долл. США, Беларусь заявляет о закупках в объеме 63,3 млн долл. Исходя из этих фактов, можно с уверенностью предположить, что недостающие овощи и фрукты на сумму в 540 млн долл. США поступили из Евросоюза, преимущественно по нелегальным каналам".
Особо в статистике ООН Россельхознадзор выделяет операции Беларуси с Литвой. По белорусским данным за 2016 год, в Литве было закуплено плодоовощной продукции на 0,33 млн долларов США, в то же самое время Литва сообщает о продажах на 478,6 млн долларов. "Очевидно, в силу удобной логистики эта страна используется Беларусью для легализации поставок в Россию реэкспортной европейской продукции, в том числе с фальшивыми африканскими сертификатами", — делает вывод ведомство.
Выявленные факты "подтверждают собственные данные Россельхознадзора", который "многократно указывал надзорным органам Беларуси на сомнительные логистические схемы поставок продукции по фальшивым сертификатам, в количествах и ассортименте, превышающим возможности белорусских аграриев".
Из прямых контактов с карантинными органами африканских стран Россельхознадзор получил информацию об отсутствии поставок нехарактерной для Африки продукции в Беларусь и "был вынужден" запретить ввоз плодоовощной продукции через Беларусь 33 африканским странам.
Россельхознадзор "обращает внимание на присутствие в списках поставщиков плодоовощной продукции в Беларусь большого количества так называемых наименее развитых стран, которые, по правилам ВТО, пользуются значительными тарифно-таможенными привилегиями". В этом случае речь может идти о существенных потерях для бюджета России и ЕАЭС.
"Мало того, белорусские СМИ, знакомые с данной темой, прямо указывают на занижение декларируемой стоимости такой продукции, что также уменьшает налогооблагаемую базу", — отмечается в релизе.
Россельхознадзор рассматривает возможность присутствия своих инспекторов при отгрузке отдельных видов продукции непосредственно на территории Беларуси. В таких случаях партии, прошедшие контроль со стороны Россельхознадзора, не будут подлежать дополнительному контролю при въезде в РФ. При согласовании таких мероприятий с белорусской стороной Россельхознадзор, учитывая сезонность, считает целесообразным присутствовать при отгрузках земляники, предполагаемой к поставкам в Россию.
Минск пока не комментирует итоги расследования Россельхознадзора.
БелаПАН.
Анализ проводился на основе открытых источников, в частности статистических материалов ITC (Международная конференция по торговле и развитию ООН) — UN COMTRADE касательно получения информации о допущенных Беларусью нарушениях в системе контроля безопасности реэкспортной, в том числе санкционной для России, плодоовощной продукции из третьих стран. В результате исследования, которое базируется на отчетах торговых партнеров Беларуси, получены данные об объеме экспорта плодовой и овощной продукции из 132 стран в Беларусь с 2012 по 2017 годы.
Выявлено, что с момента введения в августе 2014 года правительством РФ "контрсанкций" в Беларусь резко возросли поставки плодовой и овощной продукции. Если в 2013 году суммарные поставки не превышали 606,4 млн долларов США (443,3 млн плодоовощной и 163,1 млн овощной продукции соответственно), то в 2014-м эти объемы удвоились и достигли 1 млрд 229,6 млн долларов (869,6 млн — плоды, 360 млн — овощи), а в 2015-м утроились до 1 млрд 865,3 млн долларов (1 млрд 375,1 млн — плоды, 490,2 млн — овощи). В 2016 году, когда, несмотря на протесты Беларуси, Россельхознадзор усилил контроль на административной границе и приступил к уничтожению нелегально ввозимой продукции, наметилось снижение закупок такой продукции со стороны Беларуси до 1 млрд 551 млн долларов (1 млрд 74,7 млн — плоды, 476,3 млн — овощи).
На пике закупок в 2015 году ведущими поставщиками плодоовощной продукции в Беларусь оставались страны — члены ЕС (Польша, Испания, Литва, Нидерланды, Италия, Греция), в меньшей степени — страны СНГ (Молдова, Украина), закрывали список поставщиков иные страны (Турция, Китай, ЮАР, Сербия). В 2016 году, по данным белорусской стороны, спектр стран-поставщиков резко расширился и пополнился экзотическими тропическими странами Африки (Нигерия, Судан, Танзания, Уганда, Йемен, Бурунди, Бенин, Сомали, Кот-Д’Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Буркина-Фасо, Либерия, Сьерра-Леоне и др.).
"При сопоставлении объемов импорта плодоовощной продукции, заявленных в декларациях Беларуси и полученных из отчетов стран-экспортеров, выявлено резкое несовпадение объемов торговых операций и числа торговых партнеров Беларуси", — заявляет Россельхознадзор. В 2016 году, по белорусским данным, плодоовощная продукция завозилась из 117 стран на 1 млрд 551 млн долларов США, тогда как в реальности об экспорте в Беларусь отчитались 48 стран. Суммарный объем поставок составил 1 млрд 13 млн долларов США. 69 стран-экспортеров, главным образом из стран Африки, Азии и Центральной Америки, вообще не торговали с Беларусью, "в связи с чем можно говорить о массовой фальсификации документов о происхождении продукции, включая фитосанитарные сертификаты, гарантирующие ее безопасность".
"Наряду с несуществующими поставками в 2016 г. (например, Гвинея-Биссау не подтвердила экспорт на 33,4 млн долл., Буркина-Фасо — на 26,9 млн, Мали — на 24,5 млн), Беларусь искажает отчетность даже в тех случаях, где наличие торговых операций подтверждается обеими сторонами, — утверждает ведомство. — Так, по данным Польши, в Беларусь было экспортировано плодовой продукции на сумму 196,7 млн долл. США, овощей — на сумму 67,5 млн долл. Беларусь же заявляет о поставках из Польши на сумму 313,2 и 86,2 млн соответственно. Турция отчиталась о поставках на сумму 63,4 и 53,3 млн соответственно, Беларусь же заявила о закупках на сумму 138,4 и 130,7 млн долл. Испания декларирует суммарные поставки в объеме 13,4 млн долл. США, Беларусь заявляет о закупках в объеме 63,3 млн долл. Исходя из этих фактов, можно с уверенностью предположить, что недостающие овощи и фрукты на сумму в 540 млн долл. США поступили из Евросоюза, преимущественно по нелегальным каналам".
Особо в статистике ООН Россельхознадзор выделяет операции Беларуси с Литвой. По белорусским данным за 2016 год, в Литве было закуплено плодоовощной продукции на 0,33 млн долларов США, в то же самое время Литва сообщает о продажах на 478,6 млн долларов. "Очевидно, в силу удобной логистики эта страна используется Беларусью для легализации поставок в Россию реэкспортной европейской продукции, в том числе с фальшивыми африканскими сертификатами", — делает вывод ведомство.
Выявленные факты "подтверждают собственные данные Россельхознадзора", который "многократно указывал надзорным органам Беларуси на сомнительные логистические схемы поставок продукции по фальшивым сертификатам, в количествах и ассортименте, превышающим возможности белорусских аграриев".
Из прямых контактов с карантинными органами африканских стран Россельхознадзор получил информацию об отсутствии поставок нехарактерной для Африки продукции в Беларусь и "был вынужден" запретить ввоз плодоовощной продукции через Беларусь 33 африканским странам.
Россельхознадзор "обращает внимание на присутствие в списках поставщиков плодоовощной продукции в Беларусь большого количества так называемых наименее развитых стран, которые, по правилам ВТО, пользуются значительными тарифно-таможенными привилегиями". В этом случае речь может идти о существенных потерях для бюджета России и ЕАЭС.
"Мало того, белорусские СМИ, знакомые с данной темой, прямо указывают на занижение декларируемой стоимости такой продукции, что также уменьшает налогооблагаемую базу", — отмечается в релизе.
Россельхознадзор рассматривает возможность присутствия своих инспекторов при отгрузке отдельных видов продукции непосредственно на территории Беларуси. В таких случаях партии, прошедшие контроль со стороны Россельхознадзора, не будут подлежать дополнительному контролю при въезде в РФ. При согласовании таких мероприятий с белорусской стороной Россельхознадзор, учитывая сезонность, считает целесообразным присутствовать при отгрузках земляники, предполагаемой к поставкам в Россию.
Минск пока не комментирует итоги расследования Россельхознадзора.
БелаПАН.