Ведущие деловые объединения Беларуси высказались против обустройства водного пути Е40 ввиду высоких инвестиционных рисков и экологических угроз
10.04.2018 16:57
—
Новости Экономики
Минск, 10 апреля. Ведущие деловые объединения Беларуси высказались против проекта обустройства водного пути Е40 ввиду высоких инвестиционных рисков и экологических угроз, сообщила БелаПАН пресс-служба Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН).
Шесть бизнес-союзов Беларуси направили в правительство и Администрацию президента совместное письмо, в котором призвали отказаться от реализации проекта по обустройству водного пути Е40. Под обращением подписались главы Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Белорусской научно-промышленной ассоциации, Республиканского союза промышленников и предпринимателей, Республиканской конфедерации предпринимательства, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей.
Как сообщалось, по территории Беларуси, Польши и Украины может быть проложен водный путь Е40, связывающий Балтийское море с Черным. Проект разработан в рамках программы трансграничного сотрудничества "Польша — Беларусь — Украина", финансируемой Евросоюзом. Он призван активизировать торговлю между тремя соседними странами. Однако экономисты предупреждают о серьезных инвестиционных рисках, связанных с реализацией проекта, а экологи — о пагубных последствиях для человека и окружающей среды.
По мнению бизнес-союзов, велика вероятность того, что вложения в проект нельзя будет окупить ни прямо, ни косвенно. "С одной стороны, его реализация требует значительных капитальных затрат. С другой стороны, приходится констатировать, что внутренний водный транспорт по ключевым параметрам конкурентоспособности уступает автомобильному и железнодорожному в скорости доставки, возможности оперировать малыми объемами грузов, использовании гибких схем логистики, а также из-за сезонных ограничений. Водный путь подходит для весьма ограниченной номенклатуры грузов, в основном для насыпных, наливных, проектных, и неинтересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей", — отмечается в письме.
Авторы обращения выразили тревогу по поводу возможных экологических последствий. Так, Е40 проходит по Припяти, одной из последних крупных рек Европы, сохранившихся в естественном состоянии. Обустройство водного пути потребует значительного вмешательства в гидрологию реки.
В обращении также говорится, что одним из наиболее вероятных грузов для перевозки по водному пути являются нефтепродукты. О соответствующих планах заявили и сторонники проекта. "Массовая доставка нефтепродуктов по белорусским рекам поставит огромные территории под угрозу возникновения крупных техногенных катастроф. Подобные планы — осознанное преступление", — отмечается в обращении.
Белорусская деловая общественность считает, что проект водного пути Е40 "ведется без должного экономического анализа, с серьезными методологическими ошибками и под давлением политических решений". Беларусь заключает международные соглашения о развитии водного пути Е40, а правительство дает распоряжение искать финансирование среди институциональных инвесторов. "Распоряжения высокопоставленных чиновников оказать поддержку проекту и уже взятые международные обязательства вызывают у бизнес-союзов сомнения в объективности и беспристрастности экологических и экономических экспертиз, которые могут быть организованы государственными институтами в будущем", — говорится в письме руководству страны.
Авторы письма призвали правительство и институциональных инвесторов отказаться от обустройства Е40 и сосредоточиться на альтернативных проектах на транспорте и в логистике, в том числе на развитии автомобильного и железнодорожного сообщения, складской и таможенной логистики, придорожного сервиса и торговли, водного и экологического туризма.
"Деловое сообщество страны прекрасно осознает необходимость сформировать дополнительные факторы экономического роста и привлечь инвестиции в страну. В то же время мы призываем правительство не искать простых решений сложной задачи за счет реализации крупных и сомнительных проектов", — отмечает в комментарии к обращению директор и сопредседатель БСПН им. Кунявского Жанна Тарасевич.
"Природа белорусского Полесья сама по себе имеет высокую инвестиционную ценность, выше стоимости любых новых предприятий. Соответственно, к ней необходимо крайне осторожное отношение. Если сохраним первичную ценность природы, сможем заработать и на вторичной, в том числе за счет развития туризма", — убежден глава Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.
Марина Носова, БелаПАН.
Шесть бизнес-союзов Беларуси направили в правительство и Администрацию президента совместное письмо, в котором призвали отказаться от реализации проекта по обустройству водного пути Е40. Под обращением подписались главы Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Белорусской научно-промышленной ассоциации, Республиканского союза промышленников и предпринимателей, Республиканской конфедерации предпринимательства, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей.
Как сообщалось, по территории Беларуси, Польши и Украины может быть проложен водный путь Е40, связывающий Балтийское море с Черным. Проект разработан в рамках программы трансграничного сотрудничества "Польша — Беларусь — Украина", финансируемой Евросоюзом. Он призван активизировать торговлю между тремя соседними странами. Однако экономисты предупреждают о серьезных инвестиционных рисках, связанных с реализацией проекта, а экологи — о пагубных последствиях для человека и окружающей среды.
По мнению бизнес-союзов, велика вероятность того, что вложения в проект нельзя будет окупить ни прямо, ни косвенно. "С одной стороны, его реализация требует значительных капитальных затрат. С другой стороны, приходится констатировать, что внутренний водный транспорт по ключевым параметрам конкурентоспособности уступает автомобильному и железнодорожному в скорости доставки, возможности оперировать малыми объемами грузов, использовании гибких схем логистики, а также из-за сезонных ограничений. Водный путь подходит для весьма ограниченной номенклатуры грузов, в основном для насыпных, наливных, проектных, и неинтересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей", — отмечается в письме.
Авторы обращения выразили тревогу по поводу возможных экологических последствий. Так, Е40 проходит по Припяти, одной из последних крупных рек Европы, сохранившихся в естественном состоянии. Обустройство водного пути потребует значительного вмешательства в гидрологию реки.
В обращении также говорится, что одним из наиболее вероятных грузов для перевозки по водному пути являются нефтепродукты. О соответствующих планах заявили и сторонники проекта. "Массовая доставка нефтепродуктов по белорусским рекам поставит огромные территории под угрозу возникновения крупных техногенных катастроф. Подобные планы — осознанное преступление", — отмечается в обращении.
Белорусская деловая общественность считает, что проект водного пути Е40 "ведется без должного экономического анализа, с серьезными методологическими ошибками и под давлением политических решений". Беларусь заключает международные соглашения о развитии водного пути Е40, а правительство дает распоряжение искать финансирование среди институциональных инвесторов. "Распоряжения высокопоставленных чиновников оказать поддержку проекту и уже взятые международные обязательства вызывают у бизнес-союзов сомнения в объективности и беспристрастности экологических и экономических экспертиз, которые могут быть организованы государственными институтами в будущем", — говорится в письме руководству страны.
Авторы письма призвали правительство и институциональных инвесторов отказаться от обустройства Е40 и сосредоточиться на альтернативных проектах на транспорте и в логистике, в том числе на развитии автомобильного и железнодорожного сообщения, складской и таможенной логистики, придорожного сервиса и торговли, водного и экологического туризма.
"Деловое сообщество страны прекрасно осознает необходимость сформировать дополнительные факторы экономического роста и привлечь инвестиции в страну. В то же время мы призываем правительство не искать простых решений сложной задачи за счет реализации крупных и сомнительных проектов", — отмечает в комментарии к обращению директор и сопредседатель БСПН им. Кунявского Жанна Тарасевич.
"Природа белорусского Полесья сама по себе имеет высокую инвестиционную ценность, выше стоимости любых новых предприятий. Соответственно, к ней необходимо крайне осторожное отношение. Если сохраним первичную ценность природы, сможем заработать и на вторичной, в том числе за счет развития туризма", — убежден глава Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.
Марина Носова, БелаПАН.