Санкции и локализация. Украинский "Антонов" ведет переговоры с Минском по ремонту и сборке самолетов
Украинская группа компаний «Антонов» и Минский завод гражданской авиации № 407 (МЗГА) ведут закрытые переговоры о создании сервисного центра в Минске. Об этом на минувшей неделе сообщило украинское агентство ЛIГАБiзнесIнформ со ссылкой на копию протокола переговоров.
По информации украинского издания, 20 февраля 2018 года между Минским заводом гражданской авиации № 407, Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) и ГП «Антонов» был заключен протокол о намерениях по созданию регионального сервисного центра в Беларуси. В Минске планируется продлевать летную годность, ресурс самолетов АН, проводить сервисное обслуживание, ремонт и сборку самолетов семейства Ан-148/158. В рамках сотрудничества рассматривается возможность использования российских комплектующих, в том числе и санкционных.
По данным украинских СМИ, сегодня на «Антонове» хранится 10 планеров Ан-148/Ан-158, которые находятся на завершающих стадиях производства. Доля российских комплектующих составляла до 50%.
В случае принятия решения о совместной деятельности, «Антонов» обязуется предоставить перечень самолетов Ан, эксплуатируемых в России, в том числе санкционных, а также перечень подлежащей ремонту техники. После заключения соглашения о совместной деятельности МЗГА организует на своей базе представительство для «Антонова». Также ХГАПП должен направить списки запасных частей на самолеты Ту-134 для реализации на МЗГА.
ОАО «Минский завод гражданской авиации № 407» заключил договор о сотрудничестве по поддержке эксплуатации самолетов типа АН с ГП «Антонов», говорится на сайте белорусского предприятия.
Дело в том, что после обострения отношений между Украиной и Россией, «Антонов» потерял много заказов из России, а также перестал обслуживать самолеты, находящиеся там — теперь это запрещено. Поэтому чтобы не потерять российский рынок, рассматриваются варианты создания сервисного центра в Казахстане и (или) Беларуси. Для «Антонова» речь идет о не менее 1 тыс. авиалайнеров. К тому же ситуация с обслуживанием Ан в России обострилась после недавней катастрофы с участием Ан-148 "Cаратовских" авиалиний и последовавшие ограничения на эксплуатацию этих бортов.
В настоящее время Минский завод гражданской авиации готовится к переезду из аэропорта «Минск-1» за город, в Национальный аэропорт Минск. В феврале министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак сетовал на то, что этот процесс будет не очень быстрый. «Старая площадка находится в производстве, там стоят разобранные самолеты. Они не транспортабельны, их ремонт нужно завершить», — пояснил он. Крайний самолет планируется поднять со старой производственной площадки в мае. До этого специалистам авиаремонтного завода придется работать на две площадки. Министр сообщил о планах в 2018 году начать строительство еще одного цеха авиаремонтного завода. Предполагалось, что это будет цех покраски. «Но в чистом виде этого цеха не будет, он будет одновременно и сборочным цехом. Работы по его строительству планируется начать в 2018 году», — отметил Сивак (цитата по БЕЛТА).
Сейчас основные направления деятельности завода — ремонт и техническое обслуживание лайнеров Ту-134, Як-40, Як-52, а также агрегатов самолетов. С введением в эксплуатацию новых корпусов МЗГА планирует освоить новые виды деятельности. В частности, смывку и покраску воздушных судов, техническое обслуживание и ремонт самолетов Boeing, Airbus, CRJ, Embraer.
По словам информированного источника TUT.BY, минский завод ведет активную деятельность и обеспечен заказами на ближайшее будущее. «Новая площадка позволит расширить перечень оказываемых услуг. В планах значится и производство запчастей для авиапрома. Имея производство и сервис [полного цикла] в перспективе можно рассматривать интеграцию завода c производителями самолетов. История с „Антоновым“, о которой сейчас говорится, — из этой серии. Но, по моему мнению, такое тесное сотрудничество с „Антоновым“ может быть оправдано только в условиях российско-украинского напряжения. Ранее, насколько я знаю, [в Минске] рассматривалась сборка бразильских Embraer. Данная локализация выглядит логичной. Но в любом случае требуются дополнительные инвестиции», — сказал собеседник.
Директор МЗГА Евгений Вайцехович не ответил на вопрос TUT.BY, ведутся ли переговоры с ГП «Антонов» о создании сервисного центра в Минске.