С начала года у Беларуси "скачок" в отношениях с Россией и "спад" с Украиной
В рейтинге развития отношений с Беларусью в первые месяцы этого года Россия получила первое место, Украина — последнее, в середине оказался Китай. Об этом говорится в «Минском Барометре» — аналитическом мониторинге внешней политики и региональной безопасности от команды экспертной инициативы «Минский Диалог».
«Барометр» команда экспертов планирует выпускать раз в два месяца. В нем будут анализироваться пять внешнеполитических направлений (Россия, Евросоюз, Китай, США и Украина), а также состояние национальной и региональной безопасности и на основе этого анализа рассчитывать числовые значения по каждому направлению, что позволит увидеть динамику и понять тенденции развития ситуации.
В первый «Барометр», представленный экспертами, вошел анализ событий первых двух месяцев этого года. По их мнению, на сегодня уровень региональной
напряженности находится во второй зоне: присутствует военная активность, которая непосредственно не несет опасности и не обязательно может вести к эскалации напряженности. Но при этом ситуация требует осторожного внимания.
«Тормозящие» моменты с Россией: молочные вопросы, газ
С начала года отношения с Россией, по мнению экспертов, развивались в направлении постепенного разрешения конфликтных вопросов двусторонней повестки, впрочем, без прорывных успехов. К концу февраля продвижение замедлилось, и даже разразился первый серьезный экономический конфликт за последние полгода («молочные» войны).
Еще один «тормозящий» момент в двусторонних отношениях — переговоры об условиях поставок газа в 2019—2024 годы. Они, как считают эксперты, предсказуемо зашли в тупик: российский вице-премьер Дворкович сообщил, что представленные белорусами проекты соглашений на период 2020—2024 гг. россиян не устраивают.
По прогнозу экспертов, в ближайший период отношения с Россией будут концентрироваться на разрешении конфликтных вопросов двусторонней торговли. По всей видимости, российские лоббисты будут подталкивать белорусское руководство к согласию замкнуть основные товарные потоки продовольствия на приближенных к Кремлю крупных импортеров и работать по фиксированным ценам. Вместе с тем, Беларусь за последний год несколько продвинулась в умении отстаивать свои интересы посредством контактов как со своими лоббистами в России, так и в ЕАЭС, так что переговоры обещают быть непростыми.
В диалоге с ЕС отсутствует прогресс по знаковым темам
В отношения с ЕС, по мнению экспертов, продолжается наполнение отношений проектным сотрудничеством и отраслевыми диалогами. Но при все при этом отсутствует прогресс по знаковым темам: ряд важных соглашений (например, о приоритетах партнерства до 2020 года) уже некоторое время находятся в высокой степени согласования, но до сих пор не подписаны.
Также к событиям со знаком «минус» в отношениях Беларуси и ЕС в январе-феврале можно отнести закрытие Генеральных консульств Беларуси в Гданьске и Милане. Эти решения приняты в рамках оптимизации МИД и системы загранучреждений. Также в конце февраля Совет ЕС продлил на год — до 28 февраля 2019 года — действие еще остающихся ограничительных мер в отношении Беларуси. Они касаются оружейного эмбарго и персональных санкций против четырех граждан Беларуси. Вместе с тем, введенные в феврале 2017 года изъятия из оружейного эмбарго для биатлонного оружия и боеприпасов теперь расширены на все виды спортивного оружия. Поскольку за это активно ратовали белорусские спортивные организации, то это можно считать еще одним символическим шагом ЕС навстречу Минску.
Прогноз: В целом имеющиеся тенденции в отношениях Беларуси и ЕС должны сохранить свою актуальность. Минск продолжит линию по планомерному улучшению и наращиванию объема отношений с Брюсселем, которая была вновь согласована на уровне президента Александра Лукашенко. В ближайшие месяцы в Минске должно состояться очередное, уже пятое, заседание Координационной группы Беларусь-ЕС. Учитывая сдержанно оптимистичные заявления Йоханнеса Хана и белорусского министра иностранных дел Владимира Макея, не исключено, что подписание приоритетов партнерства на 2018−2020 гг. может состояться вскоре после заседания.
В Китай повезем говядину, молочку, сахар
Динамика двусторонних отношений сохранялась на высоком уровне. В 2017 году товарооборот вырос почти на 20% (3,1 млрд долларов), однако в структуре товарооборота Беларусь-КНР по-прежнему большой перекос в сторону импорта (88,3% от общего товарооборота). И если импорт товаров из КНР подрос на 28,8%, то белорусский экспорт продемонстрировал снижение почти на 15%. При этом отрицательное сальдо в пользу Китая по итогам года выросло почти на 30% по сравнению с 2016 годом (-2,381 млрд).
Прогноз: После заявленной сертификационной готовности белорусских предприятий в текущем году можно ожидать реализацию планов по поставке в Китай белорусской продукции (говядины, куриного мяса, молочной продукции и, возможно, сахара).
Увеличение туристического потока из Китая может произойти не ранее вступления в силу 10-дневного безвизового пребывания, экономический эффект в таком случае наступит по результатам года. Достаточно осязаемо выглядит перспектива увеличения числа резидентов «Великого камня» и закрытия сделки с Duisburger Hafen AG.
Белорусско-американские отношения не приоритетные для обеих сторон
В отношениях с США и Беларуси, по мнению экспертов, продолжается планомерная нормализация отношений, заключающаяся в основном в развитии взаимодействия на техническом уровне. Подход США к проблеме демократии и соблюдения прав человека в Беларуси не изменился.
В начале этого года произошло несколько значительных событий, которые стали результатом долгой подготовительной работы: с 1 февраля посольство США в Минске впервые за последние 10 лет начало оказывать полный спектр визовых услуг для граждан и резидентов Беларуси. Напомним, что такая ситуация стала следствием дипломатического кризиса между Беларусью и США в 2008 году, в ходе которого численность дипломатического штата посольства США была сокращена до 5 человек, что сделало невозможной процедуру выдачи виз.
США также предложили Беларуси обсудить вопрос увеличения срока действия виз, поскольку сейчас американские граждане, как и белорусские, могут получать визу лишь на год.
Прогноз: Поскольку белорусско-американские отношения не являются приоритетными для обеих сторон, то в ближайшие месяцы не стоит ожидать резкого изменения интенсивности контактов и существенного наращивания сотрудничества в проектной сфере. Приближающаяся дата очередного пересмотра санкционной политики США в отношении Беларуси — 30 апреля — вызывает некоторые опасения, поскольку Вашингтон не видит поступательных шагов белорусских властей в сторону демократизации и улучшения ситуации с правами человека. Негативная оценка местных выборов также может повлиять на решение США по санкциям. Вместе с тем США заинтересованы в нейтралитете Минска по вопросу конфликта в Украине и вряд ли станут обострять двусторонние отношения, особенно в контексте роста напряженности по линии США-Россия.
Беларусь проиграла информационное противостояние на украинском медийном поле
На фоне разнонаправленных внешнеполитических векторов, разницы в системах принятия внутриполитических решений в Беларуси и Украине, говорить о сближении двух стран не приходится. Официальный Киев осознает границы политического маневра Минска и пытается выстроить свои действия в этих рамках. В Беларуси воспринимают развитие сотрудничества с Украиной как важную составляющую уравновешивания влияния Российской Федерации.
В том числе благодаря «особой позиции» по украинскому вопросу стала возможной политика нормализации отношений со странами ЕС и США., Возможное белорусское участие в миротворческой операции на Донбассе, как и предоставление площадки для переговоров, может стать, в определенной мере, одной из гарантий безопасности для Беларуси. Минск заинтересован в расширении своего присутствия на украинском рынке, что содействует снижению зависимости Беларуси от российского рынка и, в конечном итоге, расширяет поле политического маневра. Для Киева важным является независимая позиция Беларуси по конфликту в Украине, гарантирование собственной экономической устойчивости и военной безопасности северной границы.
Но Беларусь в 2017 году проиграла информационное противостояние на украинском медийном поле: здесь и учения «Запад-2017», дело Павла Гриба. В результате социологическое исследование, проведенное по заказу Международного республиканского института (США), показало ухудшение отношения украинцев к Беларуси: лишь 39% опрошенных относятся к ней «тепло» или «очень тепло"1. В 2016 году данный показатель равнялся 56%2. В рейтинге симпатий Беларусь опустилась со 2 на 7 место.
Прогноз: Политический диалог будет направлен на нивелирование негативных тенденций последних месяцев, связанных со шпионскими скандалами и проигранной информационной войной в украинских СМИ. Существенных подвижек по инициативе исключительно Киева и Минска ожидать не приходится, решения по миротворцам или формату мирных переговоров принимают более сильные игроки. Возможности Беларуси влиять на развитие событий чрезвычайно малы. В экономике ближайшие месяцы пройдут под знаком изменения структуры белорусского экспорта в Украину.
Развертывание новых вооружений в регионе
По оценке экспертов, Беларусь, с одной стороны, избегает втягивания в конфронтацию нынешнего российского руководства с Западом и восточноевропейскими союзниками Запада. С другой стороны, она все более разочарована в нарастающей неготовности Кремля укреплять своих партнеров и союзников в военном и экономическом отношении. Как следствие этого роста издержек и уменьшения выгод от союзничества с Москвой — Минск не видит другого пути выживания, кроме как большей опоры на свои силы и проведение все более отличной от российской, собственной политики в области безопасности.
По прогнозу, учитывая силу инерции политических шагов, приведших к конфронтации в регионе в последние несколько лет, следует ожидать наращивания военного присутствия и развертывания новых вооружений в регионе.