Как стекловата спасает хрусталь. Репортаж с уникального белорусского стекольного производства

Источник материала:  
26.02.2018 10:00 — Новости Экономики

Березовка — это, конечно, стеклозавод. И велосипеды, припаркованные в любую погоду около проходной предприятия. В маленьком и сонном городке велосипед — основной транспорт, а стеклозавод — главный работодатель. Правда, предприятие сейчас переживает не самые лучшие времена, но здесь достаточно оптимистично смотрят в будущее и строят планы по продвижению своей продукции на рынки Европы.

​​

Были времена, когда хрусталь было не достать, а наборы из него олицетворяли достаток. Наверное, практически в каждой советской семье в сервантах стояли те самые хрустальные бокалы, которые аккуратно доставались по большим праздникам и которыми так гордились хозяйки. Но те времена прошли, ажиотажный спрос на стеклянные изделия давно прошел, а стеклозавод в Березовке работает до сих пор и пытается конкурировать с мировыми производителями. Например, таким знаменитым брендом как Bohemia. Получается ли?

В этом году стеклозаводу «Неман» исполняется 135 лет. Он прошел путь от небольшого производства, основанного в 1883 году заезжими инженером Вильгельмом Краевским и руководителем художественной мастерской Юлиусом Столле до крупного, градообразующего предприятия. В 1911 году покупателям предлагалось 1828 видов изделий — от шикарных сервизов и ваз до общедоступной хозяйственной посуды, керосиновых ламп и дверных ручек. В советское время завод работал на всю мощность. Здесь трудилось более 3,5 тысяч рабочих. Изделия предприятия часто занимали первые места на выставках, в том числе и всемирных, а сувенирная продукция в качестве презентов поставлялась первым секретарям советского государства. Ассортимент предприятия сегодня — это почти пять тысяч изделий.

Современное производство стекловаты и вековые традиции

Несколько лет назад предприятие испытывало большие трудности. В начале двухтысячных ситуация на ОАО «Стеклозавод Неман» было близка к критической. В 2005 году завод потерял почти все рынки сбыта, а продукция ручного производства стала неконкурентоспособной из-за своей высокой цены. Тогда здесь модернизировали производство за средства бюджетного займа в 6,7 миллионов долларов. Его предприятие отдает до сих пор. Только недавно начали своевременно рассчитываться за газ и электроэнергию.

Механические линии, которые попытались тогда внедрить в производство, здесь не прижились. На заводе теперь понимают: все делали не так. Из-за того, что сырье завод закупает в России — наш белорусский песок для стекломассы из-за большого содержания железа не подходит — штампованные изделия оказались дороже, чем у конкурентов. Через какое-то время завод вернулся к тому, с чего начинал, — ручному производству. Оказалось, что покупатель ценит эксклюзивные изделия, — и именно на это можно сделать ставку, только поработав над тем, чтобы белорусская продукция стала более популярной.


Недавно на заводе запустили и производство стекловаты. По идее, выпуск этой продукции должен поддержать предприятие на плаву. В открытие нового цеха было вложен 65 млн евро. Не обошлось и без скандала — стекловату должны были начать выпускать еще в 2011 году, но планы сорвались. Итальянская компания, которая должна была поставить оборудование, свои обязательства не выполнила, а переведенные ей деньги пропали. В 2014 году УСК по Гродненской области возбудило уголовные дела по факту причинения ущерба заводу, а также по факту злоупотребления служебными полномочиями должностными лицами завода. Коллектив лихорадило, тогдашний директор предприятия Игорь Батян и вовсе кардинально сменил сферу деятельности — в 2017 году он стал начальником одного из отделов Белорусской федерации хоккея.

В конце концов, производство стекловаты все-таки начало работать. В апреле 2015 года была выпущена пробная партия сырья. Сейчас на заводе надеются, что связка современного и традиционного производств поможет заводу развиваться и выйти на новые рубежи. Но это пока — осторожные прогнозы.


— Что касается стекловаты, то этот рынок нам удалось стабилизировать — и по объемам, и по качеству, и по ценовой политике. Сейчас продукцию мы продаем в Украину, Польшу и страны Прибалтики, — говорит директор предприятия Владимир Аутко и признается: с продажей стекла дела обстоят сложнее, а спрос бывал и лучше.

—  Кстати, местные жители жаловались, что из-за производства стекловаты в городе чувствуется неприятный запах…

— Да, проблемы были, но сейчас они решены. Все показатели в норме, поэтому на данный момент беспокоиться не о чем, — говорит Владимир Аутко.


«Определенная» текучесть кадров и 1,7 тысячи работников

Березовка, как и все набольшие местечки на периферии, столкнулась с тем, что молодежь старается отсюда уехать в поисках лучшей жизни. Едут на заработки в Лиду, Минск и в Россию: мол, на малой родине нечего делать.

Когда-то завод обеспечивал работой 90% местного населения. Сейчас все несколько по-другому. Производство на стеклозаводе сократилось, в городке появились точки ипэшников, новый большой продуктовый магазин — люди ушли работать на новые места.

Сегодня на стеклозаводе работает около 1,7 тысяч человек. Есть «определенная текучесть» кадров, но чтобы существенно расширить штат, нужен устойчивый спрос на стеклянную продукцию — а его-то пока и нет.

Цех по производству стекловаты позволил создать 60 новых рабочих мест. На основном производстве тоже можно найти работу и даже сделать стеклодувную карьеру. Зарплаты, как здесь говорят, для маленького города — неплохие.

— Высококлассный специалист у нас может получать до тысячи рублей, — говорят рабочие.


Чтобы стать тем самым высококлассным специалистом, надо пройти путь от ученика до мастера. Многие, придя на предприятие, остаются здесь надолго. Говорят, работу свою любят и рассказывают, что среди рабочих очень много представителей семейных династий стеклодувов-стекольщиков. Есть и семейные бригады.

Сейчас завод работает в три смены. Зимой, когда спрос на продукцию традиционно выше, работы хватает всем. Летом, когда затишье, многие уходят в отпуск, а производственные линии в это время обновляются. Самое сложное — привыкнуть к тому, что рядом с печами очень жарко: они разогреваются до 1500 градусов. Работники-то уже давно привыкли и не обращают внимания ни на шум, ни на высокую температуру в цехах. Каждую минуту из печей стеклодувы достают огненно-красную стеклянную массу, которая через считанные минуты превратится в вазу, фужер или салатницу.

В Азербайджан — армуды, в Россию — «мальцовки», в Европу — цветное стекло

В Европе изделия ручным способом в таком объеме не изготавливают уже нигде. Именно на уникальность и делают ставку в Березовке.

— Среди других производителей стекла мы, конечно, известны. А вот покупатель в той же Европе нас скорее всего не так хорошо знает, — говорит главный инженер предприятия Юрий Кисляк.

Раньше завод выпускал продукцию для известных европейских брендов, потом эту практику прекратили, решив развивать свое уникальное производство для того, чтобы стать заметнее на рынке. Однако сейчас планируют снова сотрудничать с европейскими производителями — не забывая, конечно, и о собственном бренде.

На заводе выпускают как традиционную хрустальную продукцию, так и совсем экзотические изделия. Например, стеклянные погребальные урны. Из традиционного — «мальцовки» или мальцовский стакан, форма которого не менялась уже несколько столетий. Говорят, что особой популярностью такой фужер пользуется в России.


Свою продукцию завод поставляет в различные страны мира. География широка: от Америки до России. Более 60% произведенных изделий уходит на экспорт. Однако объемы пока недостаточные.

— А что поставляете в эти страны?

 — В каждой стране свои потребности. Например, Азербайджан у нас закупает стаканчики для чая — армуды. В Россию поставляем прозрачное стекло. В Европу — цветное.

Подарки Брежневу и первые места на выставках

На предприятии стараются экспериментировать со стилистикой изделий и постоянно придумывают что-то новое. Здесь работает целый штат художников. За год рисуется более 300 эскизов новой посуды, но не все идет в производство. Для некоторых изделий не хватает технической базы, и они ждут своего часа.

В свою очередь, на заводе есть бригады мастеров, которые могут воплотить любые задумки художников. И, несмотря на то, что производство здесь поточное, можно заказать изделие даже в единичном экземпляре — были бы деньги, а из стекла здесь могут сделать все, что угодно. Например, большой фрегат со множеством мелких деталей. Это, конечно, выставочный экспонат, но он демонстрирует возможности местных мастеров.


— Мы дважды делали подарки Брежневу. Отсылали вазы. С последней связана такая история: тогда у генсека было всего четыре звезды («Золотая Звезда» Героя Советского Союза — прим. TUT.BY). Нам говорят — делайте пятую, ведь вручат. Но его секретарь говорит, что вопрос политический и спешить нельзя. Завезли эту вазу в Москву, оттуда возвращают — делайте изображение пятой звезды. Пока мы ее разбирали и заново собирали, Брежнев умер.








—  Надо понимать, что пластика стекла — особенная. Недаром работу стеклодува иногда сравнивают с работой нейрохирурга: все делать надо быстро. Минута-две — и стеклянная масса застынет. Что-то не получилось — это сразу брак, — рассказывает художник Василий Самохвалов. — Многое в нашем мире меняется, но кое-что все-таки остается неизменным, — улыбается и показывает выдувную трубу, — наш главный инструмент, каковым он был сто лет назад, таковым и остался.

←Россельхознадзор обвинил Беларусь в поставке санкционной продукции и фальсификата

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика