Кирилл Рудый: майнеры могли бы загрузить белорусскую энергосистему
Беларусь — страна с отстающей экономикой и сейчас находится в положении, когда преимущества от майнинга и токенов могут превысить риски. В условиях недостатка эффективных инвестпроектов в Беларуси эта сфера может привлечь крупные инвестиции, активизировать рост, обеспечить первичное накопление капитала. А в условиях ожидаемого избытка электроэнергии после введения АЭС крупные майнеры могли бы загрузить белорусскую энергосистему.
Такое мнение высказал бывший помощник президента по экономическим вопросам, посол Беларуси в Китае, доктор экономических наук Кирилл Рудый, комментируя для Naviny.by недавно принятый декрет «О развитии цифровой экономики», который называют революционным.
— Как вы восприняли этот документ?
— С учетом PR-кампании в Беларуси, спроса на этот документ в других странах, в том числе в Китае, в целом складывается положительное отношение.
При этом, если сравнивать этот документ с китайскими стратегиями со схожими названиями (например, «Интернет+», «Национальная стратегия развития информатизации»), то есть ряд отличий.
Во-первых, белорусский документ ограничен ПВТ, хотя очевидно, что цифровая экономика или идея IT-страны шире. В Китае такие документы позволяют решать комплекс задач от развития стартапов, различных инкубаторов, цифровой модернизации правительства, производства, торговли, финансов, инфраструктуры до кадрового обеспечения, совершенствования образования, привлечения зарубежных специалистов, пропаганды и цензуры.
Во-вторых, для реализации таких стратегий в Китае установлены «скользящие ориентиры» — конкретные цели и сроки их достижения.
В-третьих, и это главное, в Китае финансовое участие государства в данной сфере осуществляется, как правило, на рыночной основе. В Китае нет специальных бюджетно-налоговых преференций для всей IT-сферы (хотя есть для компаний, имеющих статус высокотехнологичных, например, производителей программного обеспечения, микросхем). Государство, если финансово участвует в IT-cфере, то путем соинвестирования или венчурного финансирования.
— Какого эффекта, по-вашему, стоит ожидать от декрета?
— Что касается пункта 1 декрета (новые виды деятельности) и пункта 2 (майнинг и токены), то если с помощью этого документа удастся привлечь в страну передовые компетенции и капиталы, то это несомненный плюс.
По пункту 3 не знаю, насколько льготы и преференции являются принципиальными для резидентов ПВТ.
Основные ожидания связаны с реализацией пункта 4 и пункта 5 декрета, в которых регламентированы правовая защита и апробация новых правовых институтов в ПВТ для их дальнейшего внедрения в гражданское законодательство Беларуси.
— Документ в первую очередь направлен на развитие IT-сферы. Некоторые его называют «песочницей для избранных». Что в таком случае делать остальными отраслями белорусской экономики?
— С одной стороны, нельзя согласиться с тем, что IT-сфера — это отдельная отрасль-«песочница». Сегодня это уже часть бизнес-процесса в любой отрасли экономики, начиная от сельского хозяйства, заканчивая туризмом. Любые компании могут встраивать резидентов ПВТ в свои бизнес-цепочки, размещать заказы. Поэтому здесь следует оценивать синергетический эффект, который ПВТ может привнести в развитие информационной экономики всей страны.
С другой стороны, можно согласиться с тем, что образ «песочницы» в общественном мнении формирует именно финансовая господдержка, а не правовой режим, который более важен. Но это системный вопрос, когда для предоставления господдержки (и это касается не только ПВТ, но и машиностроения, сельского хозяйства, легкой и иной промышленности) необходима публичная оценка бюджетной окупаемости, например, налоговых расходов, что обеспечит прозрачность бизнес-климата и справедливость распределения бюджетных средств.
— Каково ваше мнение относительно технологии блокчейн и криптовалют? Считаете ли вы криптовалюты пузырем, который может лопнуть? Некоторые считают, что после легализации криптовалют Беларусь может превратиться в страну для отмывания грязных денег. Что думаете на этот счет?
— Распространение в мире технологии блокчейн и криптовалют — свидетельство развития глобального гражданского общества, основанного на доверии. Если криптовалюты не лопнут, значит, мы действительно находимся в новой реальности. Если же относиться к криптовалютам лишь технически как к «пузырю», то аналогичного отношения заслуживают и доллар США, и евро, и другие международные средства расчетов. Весь вопрос — насколько эта идея охватит массы и в нее поверят.
Пока не все страны готовы к нерегулируемым криптовалютам. Например, Китай ограничил первичное размещение токенов, майнинг. Это делается для контроля за финансовыми потоками в стране, для ограничения оттока капиталов, для сокращения избыточного потребления электроэнергии по льготным ценам, а также для создания условий становления национальной криптовалюты.
Конечно, сложность проследить за криптовалютой позволяет ее использовать в незаконных операциях. Но Беларусь — страна с отстающей экономикой и сейчас находится в положении, когда преимущества от майнинга и токенов могут превысить риски.
Во-первых, в условиях недостатка эффективного спроса на деньги (эффективных инвестпроектов) в Беларуси эта сфера может привлечь крупные инвестиции, активизировать рост, обеспечить первичное накопление капитала. Во-вторых, в условиях ожидаемого избытка электроэнергии после введения АЭС крупные майнеры могли бы загрузить белорусскую энергосистему.