Генпрокуратура о задержанном в Украине белорусе: беспристрастность украинской Фемиды под сомнением
В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по-прежнему имеются сомнения в обоснованности уголовного преследования следственным отделом управления Службы безопасности Украины в Черниговской области белорусского гражданина. Белорусская сторона считает, что нетщательное расследование дела «ставит под сомнение беспристрастность украинской Фемиды и отсутствие политического подтекста в данном деле».
Генпрокуратура Беларуси считает, что дело задержанного за шпионаж белоруса ведется не особо тщательно. Так, в ведомстве отмечают, что не все обстоятельства задержания изучаются внимательно. Напомним, белорус был задержан на украинско-белорусской границе. Как утверждает украинская сторона, за попытку провезти на карте памяти своего мобильного телефона сведения, составляющие государственную тайну.
«При этом файл с данными был закачан в телефон не самим обвиняемым гражданином Беларуси, а его украинским товарищем — военнослужащим Вооруженных сил Украины, действовавшим под контролем Службы безопасности Украины. Следует отметить, что правоохранительными органами Украины не дана правовая оценка действиям данного украинского военнослужащего, имевшего в распоряжении сведения, якобы секретного характера», — говорят в Генпрокуратуре.
В ведомстве также подчеркивают, расследование уголовного дела по факту применения при задержании белоруса пыток украинскими правоохранительными органами неоправданно затягивается. Генпрокуратура указывает на то, что во время встречи 10 января 2018 года с консульским работником посольства Республики Беларусь в Украине содержащийся в черниговском СИЗО гражданин сообщил, что никаких процессуальных действий по фактам недозволенных методов следствия никто с ним не проводил. Самого задержанного по данному уголовному делу до настоящего времени не допросили, кроме того, не ясно, завершено ли его медицинское обследование, которое может помочь установить наличие у него телесных повреждений и других видимых следов оказывавшегося на него физического воздействия.
«Отсутствие со стороны органа уголовного преследования, проводящего досудебное расследование, активных процессуальных действий по факту применения к задержанному незаконных методов ведения следствия может свидетельствовать об определенной шаткости выдвинутых ему украинской стороной подозрений в шпионаже», — считает Генпрокуратура Беларуси.
В ведомстве также изучили официальный комментарий СБУ белорусским СМИ. В нем, напомним, Служба безопасности Украины заявила, что информация о пытках не подтвердилась, ни психологического, ни физического давления во время задержания на белоруса не оказывалось.
«Хотелось бы подчеркнуть, что уголовно-правовую оценку этим действиям может дать только военная прокуратура Черниговского гарнизона по результатам расследования уголовного дела по факту применения незаконных методов ведения следствия, а не управление внутренней безопасности Службы безопасности Украины, к компетенции которого не относится проведение указанного расследования», — считают в Генпрокуратуре.
Генеральной прокуратуре Беларуси также ничего не известно о заявлении задержанного, на которое ссылается украинская спецслужба, из которого следует, что к нему не применялось какого-либо давления.
«Если такое обращение действительно имело место, то достоверность содержащихся в нем сведений сомнительна, поскольку в дальнейшем по факту применения к задержанному недозволенных методов ведения следствия военной прокуратурой Черниговского гарнизона начато досудебное расследование», — считают в ведомстве.
У белорусской стороны также вызывает озабоченность сообщение Службы безопасности Украины о том, что органом уголовного преследования фактически завершено расследование уголовного дела, возбужденного в отношении белоруса за шпионаж. В Генпрокуратуре полагают, что окончание досудебного расследования по подозрению гражданина Беларуси в шпионаже без проведения полного и объективного исследования всех обстоятельств возможного применения к нему недозволенных методов следствия, повлекших представление белорусским гражданином недостоверной информации и самооговора в совершении инкриминируемого ему украинской стороной преступления, ставит под сомнение беспристрастность украинской Фемиды и отсутствие политического подтекста в данном деле.
«На эти обстоятельства генеральным прокурором Беларуси обращено внимание в повторном письме, направленном генеральному прокурору Украины, а также запрошены сведения о результатах уголовного преследования гражданина Беларуси за шпионаж и проведения досудебного расследования по факту применения к нему недозволенных методов ведения следствия», — заявляют в Генеральной прокуратуре.