От имитации до имплементации. Почему бизнес надо полюбить также, как хоккей

Источник материала:  
21.12.2017 14:55 — Новости Экономики
Заместитель главного редактора портала TUT.BY Александр Заяц

Всю осень и начало зимы активно обсуждается раскрепощение (или кому больше нравится — либерализация) деловой инициативы в стране. Но чем глубже уходит дискуссия, тем больше кажется, что властям проще имитировать реформы, чем претворять их в жизнь.

Возьмем декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Бизнес уже высказывал недовольство за размытость формулировок, в частности, в части усиления ответственности руководителя и неоднозначности субсидиарной ответственности. Также стало известно, что приведение нормативной базы в соответствие с декретом № 7 может занять до трех лет. «Самые срочные и простые изменения будут реализованы уже в январе-феврале 2018 года. Более сложные вещи могут занять до 3 лет», — сказал заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Дмитрий Красовский. В качестве примера он привел кодекс о градостроительной и архитектурной деятельности — его принятие предусмотрено декретом лишь 1 января 2020 года. При этом чиновник заверил, что если декрет № 7 вступает в противоречие с другими нормативными правовыми актами, то действуют положения декрета.

Вот-вот должен быть подписан декрет «О развитии цифровой экономики». Но, по словам первого вице-премьера Василия Матюшевского, вопрос последующей имплементации заложенных в документ норм потребует определенного времени, т.к. декрет очень комплексный, и будет необходимо серьезно поработать над действующим законодательством. «Вопрос имплементации — это скорость тех действий, которые мы предпримем», — сказал первый вице-премьер (цитата по БЕЛТА). По его словам, поручение главы государства состояло в том, чтобы документ был максимально широким, т.е. предполагал широкие рамки для развития новых процессов, для трансформации традиционных отраслей.

И вот тут на ум сразу приходит история с директивой № 4 от 2010 года, которая также должна была стимулировать деловую активность. Но очень многие посылы (например, замечательный тезис о равной конкуренции) до сих пор остаются актуальными, злободневными, так и не реализованными.

Важно понимать, что реформы важны не только для белорусского бизнеса, но и для привлечения иностранного капитала.

На минувшей неделе довелось пообщаться с литовскими чиновниками и стартаперами. Журналисты интересовались, чем удается заманивать крупные международные бренды в страну. Для них это очень важно на фоне по-прежнему высоких миграционных настроений. Так вот, за последний месяц сразу две крупные корпорации объявили о приходе в Литву.

Booking.com в апреле следующего года откроет колл-центр в Вильнюсе. На работу будут приняты около 200 человек сразу и до 900 в последующие 4−5 лет. Это будет девятый колл-центр «букинга» в Европе и 18-й в мире. «Вильнюс все больше показывает себя как настоящая столица региона, раскрывая свою мультикультурную среду, которая характерна и для компании Booking.com», — сказал представитель компании.


Фото: zhasorken.kz

Continental намерен построить в Каунасском районе завод по производству автомобильных компонентов, в который инвестирует 95 млн евро. Это будет крупнейшая инвестиция с нуля в истории Литвы. На новом заводе планируется трудоустроить 1 тыс. человек. Другой гигант немецкого автопрома, Hella, в октябре уже начал строительство завода стоимостью 30 млн евро.

«Здесь нет никакого секрета. Мы просто создаем дружелюбную для бизнеса экосистему», — считает мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс. «Когда мы решили открыть офис в Вильнюсе и получить банковскую лицензию, то сюда приехал из Лондона руководитель компании. Люди, которые отвечают в Литве за привлечение инвестиций, сразу перешли от слов к делу. Все очень быстро разъяснили и показали, не возникло сомнений, стоит ли работать в этой стране. В ближайшее время мы намерены выйти на другие рынки. Когда придем в Беларусь? Даже не знаю. Но точно не в ближайшей перспективе. У вас все очень зарегулировано», — сказал глава Revolut в Балтийском регионе Андрюс Бичейка. Это британский финтех-стартап с российскими корнями, основным продуктом которого пока является мобильное приложение и мульвалютная дебетовая карточка «Мастеркард», позволяющие осуществлять платежи без комиссии за валютные операции в ряде стран Европы.

Очевидный вывод — Беларусь должна меняться и сообщать об этом миру. Сегодня Forbes опубликовал рейтинг лучших стран для ведения бизнеса в 2018 году. В отличие от Doing Business от Всемирного банка, на который любят ссылаться белорусские власти, здесь учитываются не только законодательные инициативы, но и уровень коррупции, степень внедрения инноваций и технологий, свободы (личная, торговая и финансовая). Оценивались 153 страны. Но Беларуси не нашлось места в рейтинге. Это значит, что Беларусь вне большой игры, terra incognita.

При этом словесные интервенции необходимо подкреплять реальными делами. Иначе это будет дешевый популизм. Как показывает практика, отношения, построенные на политике или коррупции, недолговечны. Надо ли еще раз напоминать об иранских или венесуэльских проектах, сомнительных российских инвесторах, долгостроях в Минске и массе других нереализованных инициатив.

Очевидно, что нужно сильные решения и яркие примеры. Отмена устаревших норм (суть декрета № 7) — это прекрасно. Но, как говорят в математике, это необходимое, но недостаточное условие. Мы отметили то, чего у других уже давно нет.

Какие же шаги предлагаются? Можно было, например, собрать бизнесменов, в том числе и покинувших страну, но имеющих здесь бизнес, и спросить, чего вам не хватает? И если предприниматели в один голос скажут — не хватает независимого суда, то сделать его. Не дело, когда условный министр или вице-премьер диктует судье, какой вердикт нужно вынести. А таких историй доводится выслушивать в кулуарах едва ли не через раз.


Фото: Keystone

Мы не говорим, что весь бизнес «белый» и честный. А не платить налоги — это хорошо. Но должны быть стимулы их платить и не скрывать доходы. А за незначительные правонарушения люди не должны отправляться сразу в тюрьму.

На мой взгляд, отношение к бизнесу у власти должны измениться на ментальном уровне. Скажете, что предприниматели уже не «вшивые блохи» и «жулики», и на том спасибо. Руководство страны всеми фибрами души должно понимать, что развитие предпринимательства, деловой инициативы — это здорово и важно для страны (новые рабочие места, рост зарплат, налоговых платежей, а не дотации из бюджета). Об этом надо думать как минимум несколько раз в неделю, это как любить хоккей. Но, видимо, гипотетическое ослабление влияния не позволяет перейти к активным действиям.

←"Славкалий" Михаила Гуцериева строит рудник и микрорайон в Любани

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика