Макей и Порошенко прокомментировали отсутствие России в декларации брюссельского саммита
Отсутствие упоминания России в заключительной декларации саммита Восточного партнерства — не инициатива Беларуси. Это общее понимание того, что не надо на ровном месте создавать проблемы в отношениях с Россией. Восточное партнерство — это партнерство, которое касается сотрудничества между странами-участницами и ЕС. Так прокомментировал декларацию саммита, в которой нет ни одного упоминания России, Владимир Макей, передает корреспондент TUT.BY.
— Конечно, для России это важно, но если мы, обсуждая проблемы внутренней кухни Восточного партнерства и Евросоюза начнем обличать Россию, ни к чему хорошему это не приведет. Это будет ущербно для документов, проектов, которые реализуются в рамках Восточного партнерства, — заявил глава белорусской делегации в Брюсселе Владимир Макей.
По словам главы МИД, саммит в Брюсселе можно считать одним из самых успешных — впервые за последние годы декларация была принята без особых споров.
— Как мы и предлагали нашим партнерам, она соответствует нашим ожиданиям, она устремлена в будущее в том плане, что она не содержит конфронтационной риторики, не направлена против третьих государств, которые тоже пристально смотрят за развитием Восточного партнерства. Она отвечает нашим ожиданиям, поэтому саммит прошел, с нашей точки зрения, в целом на позитивной ноте, — отметил Владимир Макей.
— С нашей точки зрения, важно, чтобы заключительные документы подобных мероприятий, включая саммит Восточного партнерства, в целом были устремлены в будущее, были нацелены на то, чтобы не нагнетать напряженность, а наоборот способствовать обеспечению большей стабильности и безопасности в нашем регионе, — сказал Макей.
Глава МИД считает, что декларация содержит четкий посыл относительно того, что инициатива «Восточное партнерство» и взаимодействие стран-партнеров со странами ЕС не нацелены против третьих государств.
— Мы постарались продвинуть в декларации и это нашло свое отражение, наши предложения о более заземленном, прагматичном характере этого документа. Имеется в виду, что наше сотрудничество между странами ВП и странами ЕС должно быть нацелено на достижение конкретных результатов, должно быть прагматичным. Мы в свое время внесли ряд предложений по реализации ряда региональных проектов, которые будут способствовать более тесному сотрудничеству между странами, — отметил глава МИД.
Вопрос о том, что Россия не упоминается в заключительной декларации вообще, хотя украинцы настаивали на том, чтобы ее упомянули как «страну-агрессора», прокомментировал и украинский президент Петр Порошенко.
— У нас есть декларация Европейской народной партии, где это было записано. Но дело в том, что в рамках Восточного партнерства есть несколько стран, у которых разные темпы европейской интеграции и на сегодняшний день, если вы почитаете декларацию Европейской народной партии там четко обозначены место и роль России. И я не собираюсь избегать этого вопроса, — сказал Петр Порошенко. — На сегодня было четко обозначено, что Украина самостоятельный игрок, с которым считаются европейские лидеры.
В заключительной резолюции саммита ни разу не упоминается Россия. Недавно Владимир Макей, который представляет белорусскую делегацию в Брюсселе, на рабочей встрече с главой МИД России Сергеем Лавровым, пообещал, что Беларусь не допустит, чтобы декларация брюссельского саммита носила антироссийский характер. Сегодня глава белорусского МИД отметил, что итоговая декларация саммита «Восточного партнерства» соответствует ожиданиям Беларуси, устремлена в будущее и не содержит конфронтационной риторики.