Турецкие агенты, итальянские страсти и дело "крота": самые громкие шпионские скандалы Беларуси
В Беларуси разгорелся громкий шпионский скандал, который уже окрестили «делом украинских шпионов». Такого рода истории кажутся редкостью для нашей страны, пока не поднимешь сводки новостей. Самые интересные и значимые из них — в обзоре TUT.BY.
2017 год: дело украинских шпионов
17 ноября стало известно о задержании украинского журналиста Павла Шаройко в Минске. 20 ноября официальный представитель КГБ Беларуси Дмитрий Побяржин сообщил, что Павел Шаройко создал агентурную сеть из числа граждан Беларуси, «которые за денежное вознаграждение выполняли его задания по сбору сведений разведывательного характера в военно-политической сфере». Украинца обвинили в шпионаже.
По словам Побяржина, Шаройко признался, что является сотрудником кадрового аппарата военной разведки Украины и работал в Беларуси под прикрытием. Деятельность Шаройко в Беларуси, по словам представителя КГБ, координировал сотрудник Главного управления разведки Минобороны Украины Игорь Скворцов, который действовал под прикрытием должности советника посольства Украины. Его объявили персоной нон грата.
В КГБ также рассказали, что при сборе секретных материалов задержан гражданин Беларуси, осуществлявший шпионскую деятельность в интересах Украины. Белорус свою вину признал и сообщил, что по заданию украинской разведки за денежное вознаграждение занимался сбором и передачей информации об обороноспособности Беларуси. Его обвиняют в измене государству.
Дата неизвестна: дело «крота»
В 2015 году председатель КГБ Валерий Вакульчик заявил, что в белорусских спецслужбах был задержан «крот» — военнослужащий КГБ, который сотрудничал с иностранной разведкой.
«В свою шпионскую деятельность он вовлек супругу. Мы не допустили их бегства за границу. Полностью задокументирована их противоправная деятельность. Их задержали с поличным», — рассказал руководитель КГБ. По его словам, вина задержанных была доказана в суде — оба были приговорены к 15 годам лишения свободы.
Больше никаких подробностей по этому делу не сообщалось.
2015 год: разведчик неизвестного государства (возможно, Польши)
Тогда же Валерий Вакульчик сообщил, что в мае 2015 года в отношении офицера разведки одного из иностранных государств было возбуждено дело.
«Он арестован и находится в СИЗО КГБ», — пояснил Валерий Вакульчик.
Больше официальной информации об этом деле не появлялось, но год спустя польские СМИ сообщили, что в мае 2015 года в Бресте был задержан польский капитан 18-го разведывательного полка, который располагается в Белостоке. Позже его осудили за шпионаж на 7 лет лишения свободы. Белорусские спецслужбы утверждали, что у них есть доказательства шпионской деятельности польского офицера, хотя источники TVN24 уверяют, что это не так.
Также польские СМИ утверждали, что его обменяли на осужденного белорусского шпиона.
В КГБ Беларуси оказались не готовы комментировать заявления польских СМИ.
2014-й: «шпион-журналист»
В ноябре 2014 года был задержан журналист, экономический и военный обозреватель газеты «Белорусы и рынок», обозреватель интернет-ресурса Naviny.by Алексей Алесин.
Ему было предъявлено обвинение по ст. 356 (Измена государству) и 356 ч. 1 (Выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или представителю, либо шпионаж) УК Беларуси. Через несколько дней его освободили из СИЗО КГБ.
Спустя год Алесину сообщили, что его дело приостановлено.
2013 год: «Изменили родине». С Литвой
В декабре 2013 года Белорусский военный суд признал двух белорусских граждан — Фензеляу и Кочуру — виновными в шпионаже в интересах Литвы. Их преступление было классифицировано как «измена государству». Фензеляу и Кочуру приговорили к 10 и 8 годам лишения свободы соответственно. О фигурантах дела известно крайне мало: Фензеляу — бывший военнослужащий, который после увольнения из армии в 2002 году выехал на постоянное место жительства в Литву. О Кочуре нет никакой информации, кроме того, что он гражданин Беларуси.
Об их задержании стало известно в марте 2012 года. Тогда в КГБ заявили, что резидента военной разведки Литвы с поличным задержали во время проведения агентурной акции сотрудники КГБ. Одновременно по факту передачи иностранной спецслужбе секретных сведений были задержаны лица, состоящие у него на агентурной связи.
«Были изъяты электронные носители и другие предметы и материалы, изобличающие шпионскую деятельность задержанных, направленную на получение секретной информации в военной сфере, в том числе в рамках единой системы безопасности Союзного государства», — говорилось в сообщении ведомства.
В ведомстве также утверждали, что от литовской военной разведки Фензеляу было получено задание на создание на территории Беларуси агентурной сети, способной осуществлять сбор сведений о функционировании ВВС и войск ПВО РБ. «В интересах реализации преступного замысла ему уже как резиденту литовскими спецслужбами было оказано финансовое содействие в организации на белорусской территории коммерческого проекта», — говорилось в сообщении.
По мнению МИД Литвы, информация КГБ Беларуси не соответствовала действительности и касалась внутренних дел белорусских спецслужб, в которые пытались втянуть Литву.
2013 год: дело «ксендза-шпиона», которое лопнуло
В июле 2013 года, комментируя ситуацию вокруг бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена, Лукашенко отметил, что это актуально и для Беларуси.
«Мы недавно задержали одного из предателей, который в спецслужбах служил и который был через представителей католической церкви связан с иностранными государствами, и не только сдавал информацию, но из-за его деятельности пострадали люди, которые работают за границей».
Через несколько дней стало известно о задержании ксендза Владислава Лазаря — ему ставили в вину передачу денег человеку, который обвинялся в шпионаже в пользу другой страны. Представители оппозиции настаивали, что священнослужителя следует признать политзаключенным. Через полгода ксендза Лазаря освободили из следственного изолятора под подписку о невыезде.
Позже стало известно, что уголовное дело в отношении подозреваемого в шпионаже священника закрыто за недоказанностью.
2012-й: «шпион-интеллектуал»
В ноябре 2012 года в Витебске был задержан и обвинен в измене государству зампредседателя Союза молодых интеллектуалов Андрей Гайдуков. По официальной версии, его задержали «в момент закладки тайника с интересующими иностранные спецслужбы сведениями». Молодого человека поместили в следственный изолятор, а Комитет госбезопасности отрапортовал о прекращении противоправной деятельности гражданина Беларуси, который «занимался сбором и передачей информации политического и экономического характера по заданию иностранной разведки». По другой версии, Гайдуков оказался под следствием из-за своей оппозиционной деятельности.
Суд над «шпионом» был закрытым, его признали виновным в покушении на совершение преступления без признаков измены государству и осудили на полтора года лишения свободы. После освобождения в мае 2014 года Гайдукова поставили на профилактический учет и запретили выезжать из Беларуси.
2008-й: Зельцер и Функ
В марте 2008 года в Минске были задержаны американский юрист Эммануил Зельцер и его секретарь Владлена Функ. Уже в августе за использование заведомо ложных документов и покушение на коммерческий шпионаж Зельцер был приговорен Минским городским судом к трем годам лишения свободы, Функ — к одному. Год спустя в Минске состоялась встреча Александра Лукашенко с американскими конгрессменами, главным исходом которой стало подписание указа о помиловании Зельцера. Функ была освобождена ранее.
В 2012 году Зельцер и Функ решили предъявить претензии белорусской стороне «за незаконное похищение и удержание под стражей». Иск на 70 млн долларов был предъявлен почему-то концерну «Белнефтехим». Зельцер и Функ утверждали, что были похищены агентами белорусских спецслужб «из ресторана в Лондоне, перевезены в тюрьму КГБ Беларуси», где их «жестоко избивали и морили голодом, лишали сна, отказывали в доступе к жизненно необходимым лекарствам». Зельцер полагает, что власти Беларуси использовали их в качестве заложников, «обещая освободить в обмен на снятие санкций, введенных против „Белнефтехима“ и его дочерних структур, которые контролируются Александром Лукашенко».
Еще через два года Зельцер и Функ подали иск на «Белнефтехим» уже в размере 140 миллионов долларов.
Судя по последним сообщениям в американской юридической прессе, тяжба длится до сих пор. А история до сих пор кажется очень запутанной: по одной версии, Зельцер представлял интерсы американских инвесторов, которые хотели приобрести пакет акций «Белнефтехима», а похитили его с коллегой после встречи с российским олигархом Борисом Березовским, «противником клиентов Зельцера». По другой — Зельцер в Беларуси представлял интересы гражданина США Джозефа Кея, претендовавшего на наследство грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили после его смерти в феврале 2008 года.
2008-й: американские то ли шпионы, то ли охранники
Весной 2008 года белорусское телевидение заявило о раскрытии американской шпионской сети, организованной диппредставительством США и состоявшей из белорусских граждан. Якобы завербованные американцами белорусы собирали интересовавшую Штаты информацию и передавали ее куратору в посольство — кадровому сотруднику ФБР. В сюжете были названы имена двух сотрудников посольства — Курт Финли и Бернард Никсон. «Штаб-квартира» шпионской группы располагалась рядом с посольством.
Временный поверенный в делах США в Беларуси в то время Джонатан Мур заявил, что на территории Беларуси американских шпионов нет, а названные сотрудники посольства — часть охраны дипмиссии.
«Они — сотрудники дипломатической службы охраны, которая является частью Госдепартамента. Они контактировали с местной милицией и Министерством внутренних дел. Это обычная практика — иметь в американском посольстве таких сотрудников», — сказал Джонатан Мур. При этом он подчеркнул, что Бернард Никсон уехал из Беларуси еще летом 2007 года, а Курт Финли должен был покинуть Беларусь со дня на день в связи с сокращением штата дипмиссии.
Позже в КГБ заявили, что никто задержан не был, а «шпионской сетью эта группа не стала исключительно по причине своевременного вмешательства белорусских компетентных органов».
2001-й: итальянские страсти
В апреле 2001-го гражданина Италии Анджело Антонио Пиу задержали вместе с гражданкой Беларуси Ириной Ушак. По информации КГБ, пара была задержана «в момент получения документов, содержащих сведения военного характера». Судебный процесс проходил в закрытом режиме, на него не были допущены даже родственники итальянского гражданина, специально приехавшие в Беларусь.
Итальянца осудили за шпионаж на 4,5 года, а белорусску за измену государству — на 4 года. Через год после задержания Александр Лукашенко помиловал Ирину, а в День независимости и самого итальянца.
Пара собиралась пожениться, но чем закончилась эта история — неизвестно.
1994-й: турецкие шпионы
В конце 1994 года председатель КГБ Беларуси (в то время. — Прим. TUT.BY) Владимир Егоров заявил, что ведомство «пресекло деятельность турецких спецслужб и уничтожило на территории Беларуси всю их агентурную сеть».
В шпионаже были обвинены два гражданина Беларуси — одним из них, по словам главы КГБ, оказался лидер общественного мусульманского движения в стране, на которого спецслужбы Турции, по его словам, делали ставку «как на потенциального кандидата в депутаты Верховного совета». Сообщалось, что граждане Беларуси избежали тюремного заключения — за активное содействие следствию.
Еще двух белорусских журналистов Егоров назвал «потенциальными кандидатами на вербовку» — им прокуратура вынесла официальное предупреждение.
В результате из Беларуси выслали двух атташе турецкого посольства. В ответ Турция объявила об отмене всех двусторонних контактов на высоком уровне, прекратила работу над двусторонними договорами, приостановила выделение Беларуси уже согласованного кредита в 100 миллионов долларов и остановила деятельность совместного Делового совета.
Статистика, которой нет
Белорусские спецслужбы не сообщают какие-либо цифры по «шпионским делам». В 2015 году председатель КГБ Валерий Вакульчик заявил, что за годы существования Республики Беларусь три человека были осуждены по статье 358 Уголовного кодекса (Шпионаж) и 11 человек по статье 356 УК (Измена государству), причем четверо из изменников — «за последний год».
А в 2011 году, в КГБ сообщили, что «только за 2011 год спецслужбы пресекли деятельность 23 агентов и сотрудников иностранных спецслужб, а также помешали вербовке 33 граждан страны иностранными шпионами».