МВФ о влитых в госсектор миллиардах: белорусы вправе знать, можно ли их тратить с большей пользой
Проблема фискального дефицита в Беларуси — это вопрос высоких долгов из-за неэффективного госсектора, и его масштабной забалансовой поддержки бюджетными ресурсами, заявил, отвечая на вопрос TUT.BY глава миссии МВФ в Беларуси Питер Долман.
«Но это не связано с собственно госбюджетом, который в течение последних лет исполнялся сбалансировано, — пояснил Питер Долман. — Речь о более высоком уровне долга и фискальной проблеме, связанными с забалансовыми действиями правительства. К примеру, есть очень большой проект строительства АЭС, ведущий к увеличению долга. Еще более значима забалансовая поддержка госпредприятий, ведущая к росту задолженности. Это и вливания капитала в госпредприятия, это кредиты госсектору, которые становятся необслуживаемыми и правительство в итоге вынуждено поддерживать госбанки. Причем такая поддержка, направленная на покрытие убытков, сохраняется год за годом».
Ежегодную забалансовую поддержку МВФ оценивает в 2,2% от ВВП в течение последних десяти лет. «Белорусские налогоплательщики имеют право получить ответ на вопрос о том, как расходуются эти средства и существуют ли другие, более приоритетные направления госрасходов, чем постоянная поддержка госпредприятий, — подчеркнул Долман. — Надо укрепить эти предприятия за счет реформ, которые мы обсуждали с властями страны. А пока это не произойдет, правительству необходимо сохранять жесткий бюджет и снижать уровень долга».
Фискальные риски среди основных проблем назвал и глава Нацбанка Павел Каллаур. «Еще три года мы об этой проблеме не говорили. Мы оценили уровень таких рисков — это первоначальная оценка, я еще не буду ее озвучивать. Но в основе минимизации этих рисков — огромная работа по повышению эффективности госпредприятий», — подчеркнул он.
Первый заместитель министра финансов Максим Ермолович рассказал, что в 2015 году было «беспрецедентное давление на банки со стороны госпредприятий, которые в один миг перестали обслуживать и погашать свои кредиты». «Не все предприятия, но крупные испытали сложности с погашением и обслуживанием долгов. Минфину пришлось вмешиваться в этот процесс и проводить глубокую реструктуризацию обязательств предприятий через инструменты бюджетного кредитования. Мы фактически выдавали бюджетные кредиты на погашение этих обязательств, переводя долг предприятий перед банками на бюджет», — рассказал он. В 2015 году на эти цели ушло более 1,4 млрд долларов, в 2016-м — 400 млн, в нынешнем году всего 2 млн долларов.